Душа, её откровения о Времени, о Грядущем

Михаил Ива́нович Гли́нка: Создатель отечественной классической музыки, её композиторской школы

Михаи́лу Ива́новичу Гли́нка (1804-1857), великому отечественному композитору 20 мая (1 июня) отмечено 218-летие со дня рождения. Сочинения М.И. Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов — А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других. Известный русский музыкальный критик В. В. Стасов говорил, что для русской музыки М.И. Глинка имеет такое же значение, как А.С. Пушкин — для русского языка: «оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».

Михаил Иванович Глинка – для нашей отечественной музыкальной культуры это не только выдающаяся, но весьма значимая творческая личность, так как, основываясь на традициях народного искусства и опираясь на достижения европейской музыки, он завершил формирование русской композиторской школы, оставив впечатляющее творческое наследие. Он в равной мере известен и своими операми, и романсами. Именно с камерной музыки началась его композиторская деятельность. В 1825 году композитор написал романс, ставший бессмертным «Не искушай». В 1830-е были созданы инструментальные сочинения по мотивам оперной музыки В. Беллини, Соната для альта и фортепиано, Большой секстет для фортепиано и струнного квинтета, «Патетическое трио», работал над симфонией.
Путешествуя по Европе, М.И. Глинка всё более укоренялся в мысли, что творчество русского композитора должно базироваться на исконной народной культуре. Он стал искать сюжет для оперы. Тему подвига Ивана Сусанина ему подсказал В.А. Жуковский, участвуя в создании текста произведения. Либретто написал Е.Ф. Розен. Событийная структура полностью была предложена композитором, поскольку стихи сочинялись уже на готовую музыку. Мелодически опера была построена на противопоставлении двух тем – русской с её разливной напевностью и польской с её ритмичными, громкими мазуркой и краковяком.

Апофеозом стал хор «Славься» — не имеющий аналогов в мировой музыкальной культуре, как торжественный эпизод в опере «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) был представлен в Большом театре Санкт – Петербурга в 1836 года. Примечательно, что постановкой руководил и дирижировал К. Кавос, за 20 лет до этого создавший собственного «Ивана Сусанина» на основе материала народного творчества. Император Николай I отнесся к премьере благосклонно и лично поблагодарил её автора. Более того, ранее он сам предложил название опере, до этого поименованной «Смерть за царя», но многие нашли музыку слишком академичной и сложной для восприятия. Героическим басом, которому в «Жизни за царя» была отдана роль Сусанина, пел отец Людмилы, князь Светозар. Роль Сусанина стала поворотной точкой и в карьере Ф.И. Шаляпина. 22-летним юношей он исполнил арию Сусанина на прослушивании в Мариинском театре. Уже на следующий день, певец был зачислен в труппу.
М.И. Глинка во время путешествия, остановившись в Варшаве, написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и зажигательной плясовой. В этом произведении композитор утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. Пётр Ильич Чайковский так отозвался о произведении композитора: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская».
В 1851 году М.И. Глинка возвратился в Санкт-Петербург, где давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар. При непосредственном влиянии композитора складывалась русская вокальная школа. Его «Руслан и Людмила» — опера, сломала представления о традиционных вокальных голосах. Так, партия юного витязя Руслана написана не для героического тенора, как требовала бы итальянская оперная модель, а для баса или низкого баритона. Теноровые партии представлены добрым волшебником Финном и сказителем Баяном. Людмила – партия для колоратурного сопрано, в то время как Горислава – для лирического. Поразительно то, что роль князя Ратмира – женская, его поет контральто. Ведьма Наина – комическое меццо-сопрано, а её протеже Фарлаф – бас-буффо.
Благодаря творчеству отечественного композитора, русская музыка получила значительное развитие, в стране появились многие поколения талантливых композиторов, было положено начало российской музыкальной школе. С 1884 по 1917 год русским композиторам вручалась Глинкинская премия, учреждённая музыкальным издателем и меценатом М. П. Беляевым. С 1958 года в Смоленске ежегодно проводится Всероссийский музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки.
М.И. Глинка, в своих проникнутых патриотизмом прекрасных произведениях, так воспевал торжество добра и справедливости, что ими и в нынешнее время не перестают восхищаться и открывать в них всё новые совершенства. С 1966 по 1991 год ежегодно присуждалась Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки. С 1960 года в СССР, затем в России проводится Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки. Председателем жюри, с 1968 по 2009 год, являлась певица и педагог, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственных премий России, академик, профессор Ирина Константиновна Архипова. В разные годы лауреатами конкурса имени Глинки становились такие артисты, как Владимир Атлантов, Сергей Лейферкус, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Владимир Чернов, Анна Нетребко, Аскар Абдразаков, Ильдар Абдразаков, Ольга Трифонова, Елена Манистина, Михаил Казаков, Альбина Шагимуратова, Владимир Васильев, Ариунбаатар Ганбаатар и другие певцы.
Михаил Иванович Глинка прожил интересную жизнь, стал свидетелем ключевых исторических событий эпохи, много творил, знал великую любовь, совершал ошибки и страдал. Богатство его духовного опыта отражено в его великих сочинениях
получивших народное признание, любовь и на родине, и за рубежом.
Михаил родился, по семейному преданию, ранним утром под трели соловья в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. Матерью его была троюродная сестра отца — Евгения Андреевна Глинка-Земелька. Прадед композитора Викторин Владислав Глинка после потери Речью Посполитой Смоленска в 1654 году принял российское подданство, сохранив свой герб и перешёл в православие. Царская власть сохранила за смоленской шляхтой земельные владения и дворянские привилегии, включая прежние гербы, а родители Михаила Глинки имели доход от двух заводов.
В браке по любви Миша появился долгожданным ребенком, но воспитывался у своей бабушки. Дело в том, что за год до его рождения скончался первенец семьи, маленький Алёша. Бабушка винила родителей в смерти любимого внука и очень берегла Михаила. На улицу он выходил крайне редко, зато дома ему было дозволено практически всё. Сам композитор описывал это в «Записках М. И. Глинки»: «Я был ребенком слабого сложения <…> бабка моя, женщина преклонных лет часто хворала, поэтому в комнатах было, по крайней мере, не менее 20 градусов тепла по Реомюру. Несмотря на это, я не выходил из шубки; по ночам же и часто днем поили меня чаем со сливками со множеством сахару». Его первыми детскими сочинениями были мелодии, которые он наигрывал на медных тазах. Их звучание напоминало колокольный звон и были чуть ли не единственной Мишиной забавой. Он рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой, его отец говорил: «Не мальчик, а мимоза!». Талант мальчика заметила его няня Авдотья Ивановна. От неё же он впервые услышал русские народные песни, сказки, былины.
Музыки в детстве Михаил не слышал почти никакой — только переливы церковного колокола и песни крестьян. Но именно эти мотивы помогли ему создавать в будущем сложные драматические композиции, совсем не похожие на изящные европейские мелодии той эпохи. Первые серьёзные музыкальные произведения мальчик услышал в имении своего дяди, куда переехал после смерти бабушки. Там был оркестр с хорошим репертуаром — играли Гайдна, Моцарта и Бетховена. Мать вплотную занялась образованием сына, ему наняли гувернантку француженку, приглашенный архитектор занимался с ним рисованием, а сам Миша увлекался географией и книгами о путешествиях, предаваясь мечтам о них. В 1812 году из-за войны семья уехала к родственникам в Орёл, а, когда они вернулись, их старый разрушенный дом пришлось перестроить, в нём появился музыкальный инструмент — фортепьяно. Семья любила шумные баллы и праздники. Однажды Миша услышал в гостиной концерт композитора Бернхарда Круселля с кларнетом и твердо решил научиться играть на музыкальных инструментах, стать музыкантом. В 1814 году один из крепостных начал давать ему уроки игры на фортепиано и скрипке. В 1817 году родители привезли Михаила в Санкт-Петербург и поместили в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер.
В Санкт-Петербурге Миша Глинка брал частные уроки у видных музыкальных педагогов. В 1822 году успешно (вторым учеником) окончил курс обучения продолжая усиленно заниматься: изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента М. Глинка всё больше внимания уделял композиции и вскоре уже чрезвычайно много сочинял, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие. При этом, начинающий композитор настойчиво искал пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он стал работать над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти годы значительно расширился круг его знакомств. Он познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, А. А. Дельвигом, В. Ф. Одоевским, ставшим впоследствии его другом.
Летом 1823 года, вместе с родственником полковником А. И. Киприяновым, композитор совершил поездку на Кавказ, побывал в Пятигорске и Кисловодске. Поездка вместо оздоровления, стала причиной ухудшения его здоровья. Однако, вдохновленный творческой средой, после поездки на Кавказ даже, поступив на службу (1824-1828) и имея достаточно свободное время, Глинка продолжал заниматься творчеством.
Знакомство с музыкой народов Кавказа оставило значительный след в творчестве композитора. Так, на основе адыгских танцевальных мелодий, М. Глинка создал «Персидский хор» для своей оперы «Руслан и Людмила». Также, в «Записках» композитора, которые он вёл в течение многих лет, говорится о непосредственном вкладе Ивана Айвазовского в обогащение музыкального материала «Руслана и Людмилы». В частности, великий феодосийский маринист И. Айвазовский, наиграл ему татарские напевы на скрипке (художник часто играл на творческих вечерах композитора). Сам М. Глинка писал об этом так: «Айвазовский сообщил мне три татарских напева, впоследствии два из них я употребил для лезгинки, а третий для Andante сцены Ратмира в 3-м акте оперы «Руслан и Людмила».
В декабре 1825 года М. Глинка случайно оказался на Дворцовой площади, когда там выступили мятежники-декабристы. Там М. Глинка впервые увидел государя Николая: «До сих пор у меня ясно сохранился в душе величественный и уважение внушающий вид нашего императора. Я до сих пор никогда не видал его. Он был бледен и несколько грустен; сложив спокойно руки на груди, пошёл он тихим шагом прямо в середину толпы и обратился к ней со словами: «Дети, дети, разойдитесь!».
В конце декабря 1825 года М. Глинка жил у родственников в Смоленске, где для своей племянницы написал вариацию на модный романс, и он стал первым опубликованным его произведением. Позже композитор впервые сочинил музыку для хора, а весной 1826 года увлекся поэзией В.А. Жуковского и написал два романса на его стихотворения «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец». С 1828 года он всецело посвятил себя композиторской деятельности. В 1829 году М. И. Глинка и Н. И. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Михаила Ивановича.
Однако, тем временем, здоровье композитора ухудшилось и в поиске более мягкого климата он в конце апреля 1830 года отправился в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы. Приехав в Италию в начале осени, он поселился в Милане, бывшим в то время крупным центром музыкальной культуры. Он постоянно встречался с известными композиторами, посещал занятия в консерваториях, слушал лучших певцов. В Италии, Михаил Иванович познакомился с композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучал вокальный стиль бельканто и сам много сочинял в «итальянском духе». В его произведениях, значительную часть которых составляли пьесы на темы популярных опер, все композиции были выполнены мастерски. Особое внимание композитор уделял инструментальным ансамблям, написав два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. Произведения отчётливо проявили черты его композиторского почерка. В июле 1833 года М.И. Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена композитор изучал полифонию и инструментовку.
Получив в 1834 году известие о смерти отца, Михаил Иванович решил незамедлительно вернуться в Россию. Он возвратился с обширными планами создания русской национальной оперы и поселился в доме у своего знакомого. После долгих поисков сюжета для оперы композитор, по совету В. А. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине.
В 1835 году Глинка в церкви Инженерного замка состоялось венчание с юной 17-летней Марией Петровной Ивановой. Это был стремительный роман, случайное знакомство молодых произошло всего полугодом ранее в доме родственников. Девушка покорила его с первого знакомства. «Сердце у неё самое доброе и непорочное. Несмотря на молодость и живость характера, Мария Петровна очень рассудительна, бережлива и чрезвычайно умеренна в желаниях», —писал Глинка своей матери. Его родные и знакомые отговаривали Михаила от этого брака, который оказался, к сожалению, несчастливым. Он ошибся в своей жене, в т. ч. относительно умеренности её желаний. Сразу после свадьбы Мария Петровна потребовала переменить квартиру и завела у себя светские приёмы по четвергам. Затем ей понадобилась карета с четверкой лошадей.
Вскоре молодожёны отправились в Новоспасское Смоленской губернии, где композитор начал писать оперу. В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Ивановичу с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра, произведение было передано «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению М.И. Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.
Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. На следующий день Глинка писал своей матери: «…Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною…»
13 декабря у А. В. Всеволжского было устроено чествование М. И. Глинки, на котором Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому:

«Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка —
Уж не глинка, а фарфор!»

Это была первая национальная опера и Николай I высоко оценил оперу и даже наградил композитора памятным подарком.
В творчестве его стали сопровождать успех и признание, но семейная жизнь так и не удалась. Михаил Иванович был близок к разорению — спас император Николай I, тем, что позвал его и попросил заняться его певчими. Композитора определили в капельмейстеры придворной певческой капеллы с хорошим жалованьем и богатой казенной квартирой. По вечерам жена требовала ездить с ней по визитам и балам, а если М.И. Глинка отказывался — ругалась, по его словам, как извозчик. Кроме того, он узнал, что жена ему изменяет с корнетом Васильчиковым, племянником министра двора. Он разъехался с женой и подал в отставку.
В 1839 году М.И. Глинка познакомился с Екатериной Керн — дочерью Анны Керн, музы Александра Пушкина. Будучи несчастным в браке, композитор увлекся Екатериной Ермолаевной Керн, которая стала его настоящей музой. В свои 35 лет он безоглядно влюбился в девушку, которой исполнился 21 год. Екатерина ответила ему взаимностью. Вместе с Екатериной он играл в четыре руки, пел оперные арии. Девушка, тем временем, серьёзно заболела и врачи рекомендовали ей уехать на юг России. Михаил Иванович хотел уехать вслед за ней и даже написал 12 романсов «Прощание с Петербургом». Весной 1840 года композитор написал романс «Я помню чудное мгновенье…» на стихи А.С. Пушкина, посвятив его дочери той, кому поэт адресовал эти стихи.
Мать Екатерины одобряла их отношения — она хотела устроить счастье дочери. В какой-то момент Михаил Иванович предложил Екатерине бежать с ним за границу, но накануне отъезда он получил гневное письмо от своей матери, до которой дошли слухи об их намерениях. Несмотря на то, что ему было под 40, он подчинился родительнице. В итоге М.С. Глинка уехал в Смоленск, а Екатерина — в Малороссию. Известно, что на тот момент Екатерина Керн пережила трагедию, пришлось избавиться от ребенка Михаила Ивановича, чтобы избежать скандала в светском обществе.
Тайное венчание жены М.И. Глинки, да еще и в Великий пост, было тяжким преступлением, и он предпринял решительные шаги — отправился в консисторию с прошением о разводе. Михаил Иванович обратился было с прошением к царю, но тот не забыл, что композитор дезертировал из капельмейстеров, и рассматривать дело отказался. В 1842 года Е. Керн вернулась в С-Петербург. М.И. Глинка, ещё не получивший развода с прежней женой, часто виделся с ней, но признавался в своих записках: «…уж не было прежней поэзии и прежнего увлечения…».
Екатерина Ермолаевна Керн в 1854 году вышла замуж за юриста Шокальского. Через два года родился сын. Когда муж умер, не оставив почти ничего, она пошла работать учительницей, чтобы заработать сыну на достойное образование. И в результате её сын Юлий Шокальский стал известным ученым — картографом, океанографом, вышел в академики.
Когда у М.И. Глинки возникла идея написать оперу по сюжету поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», либретто для постановки должен был написать сам автор, но вскоре поэт погиб на дуэли, и работа над оперой приостановилась. Композитор писал её очень медленно, урывками. Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры предыдущей оперы «Жизнь за царя». Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (1837). Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель А.С. Пушкина вынудила композитора обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. В сравнении с ней, новая опера М.И. Глинки вызвала более сильную критику. Опера провалилась, во время первого акта ложе покинула императорская семья. Композитор тяжело переживал провал. Летом 1844 года М.И. Глинка, покидая Санкт-Петербург, заехал к Е. Керн и простился с ней. Окончательно. Лишь после 6 лет процесса, Синод разрешил развод. На Екатерине Керн, однако, М.И. Глинка так и не женился — к тому моменту он был очень болен.
Он отправился в Париж, а позже стал путешествовать по Испании. Чувствовал себя М.И. Глинка уже плохо. В Париже он написал произведения для симфонического оркестра. Здесь он познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который (позже) стал почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своём концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». У Михаила Ивановича появилась идея дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений, который 10 апреля 1845 года с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.
Весной 1845 года Глинка отправился в Испанию, где изучал традиционную культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии.Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года Глинка закончил увертюру «Арагонская хота». В Варшаве, в 1948 году он создал музыкальную пьесу «Камаринская», где звучали мелодии русских фольклорных песен — напевной свадебной и завораживающе огневой плясовой.
По возвращении в Россию, — были созданы «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Летом Глинка вернулся в своё родовое село Новоспасское, затем в Санкт-Петербург, и вновь в Смоленск. Бывал у М. И. Глинки и А. Н. Серов, записавший его «Заметки об инструментовке». Часто приезжал А. С. Даргомыжский.В 1851 году композитор вернулся в Петербург, где давал уроки музыки и работал над третьей оперой «Тарас Бульба». Но здоровье его ухудшалось, сил и вдохновения не было.
В 1852 году М.И. Глинка вновь отправился в путешествие. Остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину. По пути в Россию композитор две недели провёл в Берлине. В мае 1854 года он приехал в Россию, и провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Санкт-Петербург и работал над мемуарами, названные им «Записки».

Произведения М.И Глинка (выборочно):

«Лирический альбом» Глинки и Павлищева (1829).
Оперы—
«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») (1836); «Руслан и Людмила» (1837—1842)
Симфонические произведения
Симфония на две русские темы; Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский» (1842);
Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845); «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848); «Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)и др.
Камерно-инструментальные сочинения—
Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса; Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» (1831); Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832); «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832); Ноктюрн «Разлука» (1839); Фортепианный цикл «Привет отчизне» (1847)и др.
Романсы и песни—
«Не искушай» (1825); «Венецианская ночь» (1832);«Патриотическая песня» (1833, была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год); «Ночной зефир» (1838); «В крови горит огонь желанья» (1839); Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839); Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» (1840), состоящий из двенадцати романсов на стихи Нестора Кукольника; «Попутная песня» (из цикла «Прощание с Петербургом»); «Жаворонок» (из цикла «Прощание с Петербургом»); «Я помню чудное мгновенье» (1840, на «Слышу ли голос твой» (1848); «Заздравный кубок» (1848); «Песнь Маргариты» из трагедии Гёте «Фауст» (1848): «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855); «Не говори, что сердцу больно» (1856)и др.

В 1856 году Глинка уехал в Берлин, где занялся изучением творчества Дж. П. Палестрины и И. С. Баха. В том же году Глинка написал музыку на церковнославянские богослужебные тексты: Ектению и «Да исправится молитва моя» (для трёх голосов). 9 января 1857 года в Берлине в Королевском дворце был исполнен его терцет из эпилога «Жизни за царя». Ни в одном из серьёзных залов Европы произведений русских композиторов до этого ещё не звучало — Глинка стал первым. Возвращаясь в гостиницу после триумфа в Королевском дворце, разгоряченный Михаил Иванович простудился. Неделю он задыхался, метался в жару, а потом, казалось, пошел на поправку. Сидя в подушках, написал письма родным, сочинил даже одну фугу. Но как-то ночью проснулся от боли и гнетущей тоски и понял, что умирает. Глинка скончался от простуды, обострившей хроническую болезнь печени, 15 февраля 1857 года в Берлине. Похоронили великого русского композитора в Берлине на лютеранском кладбище, на плите написали: «Михаил фон Глинка. Императорский русский капельмейстер».
В мае 1957 года, по настоянию сестры М. И. Глинки Людмилы, которая после его кончины сделала всё, чтобы опубликовать его произведения, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.
На могиле Глинки был установлен памятник, созданный по эскизу И. И. Горностаева. В Берлине на русском православном кладбище находится памятник, включающий надгробную плиту с первоначального места захоронения композитора на лютеранском Троицком кладбище, а также сооружённый в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина памятник в виде колонны с бюстом композитора.
Памяти М.И. Глинки названы улицы и учебные заведения.
В смоленском саду Блонье на средства, собранные по подписке. Дореволюционный памятник Глинке сохранился также в Киеве. В 1947 году скульптор В. Н. Масютин создал мемориальную скульптуру композитору М. И. Глинке на Русском православном кладбище Берлин-Тегель.
На киностудии «Мосфильм» были сняты два биографических фильма — «Глинка» (1946) и «Композитор Глинка» (1952).
К 150-летию со дня рождения композитора его имя присвоено Государственной академической капелле. Его имя — в числе семи имён, нанесённых в 1889 на аттик концертного зала Капеллы (Разумовский, Ломакин, Львов, Бортнянский, Глинка, Турчанинов, Потулов).
Имя Глинки присвоено Новосибирской государственной консерватории, Магнитогорской государственной консерватории и Челябинскому академическому театру оперы и балета. Установлен памятник М. И. Глинке перед Нижегородской государственной консерваторией. В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское открыт Дом-музей М. И. Глинки.


Автор
Галина Ергазина-Галеррос, Болат Шакипов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе