Денис Мацуев: "Ребенок должен оставаться ребенком, даже если он очень талантливый и одаренный"

Денис Леонидович Мацуев — всемирно известный русский пианист, лауреат государственной премии РФ, народный артист России, участник международных фестивалей и концертов. Сейчас он является одним из самых востребованных и популярных пианистов во всем мире. Примечательно то, что конкурсы юных музыкантов сыграли решающую роль в его судьбе. Его стремительное восхождение началось после победы в 1998 году в Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве.
 Музыкант проводит множество музыкальных фестивалей, таких как «Звезды на Байкале», с 2005 года является художественным руководителем Музыкального фестиваля Crescendo, также является президентом фонда «Новые имена», воспитанником которого был когда-то сам. Его пример вдохновляет множество молодых музыкантов по всему миру, редакция ЮНПРЕСС не могла не обсудить с Денисом Мацуевым предстоящий конкурс юных исполнителей «Щелкунчик».

— Знаете ли вы о конкурсе «Щелкунчик»?

— Конечно, я очень хорошо знаком с этим событием, так как был членом жюри на одном из первых конкурсов. Сейчас я из-за нехватки времени, к сожалению, не связан непосредственно с этим конкурсом, но стараюсь, тем не менее, следить за всем, что происходит. Я знаю, какие ребята там играют, потому что почти все из них — стипендиаты нашего фонда «Новые Имена».

— Разделяются ли как-то в культурной среде стипендиаты и участники разных музыкальных мероприятий?

— Приятно осознавать, что лауреатами и призерами конкурса «Щелкунчик» становятся ребята, которых мы помним и любим еще с тех времен, когда они участвовали в наших мероприятиях. На самом деле, мы не делаем никакого разделения между организациями: Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова, музыкальный конкурс «Щелкунчик», Международный благотворительный фонд Юрия Башмета, Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Новые имена» — все это одна большая творческая семья.

— Что дает молодым музыкантам участие в подобных конкурсах?

— Именно благодаря таким мероприятиям, как «Щелкунчик» и другим перечисленным мною фестивалях, создается творческая команда, участники которой имеют возможность выйти на большую сцену, получить объективную оценку высококвалифицированного жюри.

— Какую, на ваш взгляд, роль играет открытое судейство конкурсантов?

— Открытое судейство — одно из очень важных преимуществ: зрители понимают, кто конкурс проходит абсолютно честно, и вперед проходят действительно наиболее успешные юные музыканты. Сами ребята получают здоровую порцию конструктивной критики, прислушиваясь к советам именитых музыкантов, они смогут развиваться в нужном направлении и совершенствоваться.

— На сцене на ребят оказывают огромное влияние слова членов судейской коллегии, а что же происходит за кулисами?

— Такие конкурсы зажигают в сердцах ребят маленькие искорки, робкое пламя которых подчас находится под влиянием мам, пап, педагогов, которые считают, что с появлением перед камерой карьера ребенка состоялась, однако они забывают, что важно выбирать методы преподавания, основываясь не только на его способностях, но и возрастных возможностях. Поэтому так важно «не загонять» маленького музыканта, не давать ему в 11 лет Третий концерт Рахманинова.

— Что в таком случае нужно непременно помнить тем, кто находится рядом с юным участником?

— Самое главное – ребенок должен оставаться ребенком, даже если он очень талантливый и одаренный. У него должно быть время на какие-то другие увлечения: футбол, танцы и так далее. Если есть потребность погонять мяч во дворе — пусть часок порезвиться, не надо преждевременно заполнять его время исключительно занятиями и работой. Ведь выступление для музыканта — не только удовольствие, но и колоссальный труд.

 — Безусловно, выходящему на сцену артисту еще труднее справиться с волнением. Как вам это удается?

— Мои родители с детства меня учили выходить на сцену как на праздник и ничего не бояться. Я запомнил и с тех пор поступаю именно так. Даже если что-то не получается, ни в коем случае нельзя отчаиваться! Когда я впервые решился участвовать в конкурсе Чайковского, то приехал в Москву на 1 день позже отборочного кастинга. Вы не представляете себе, как я был расстроен. Идя по улице, я думал, что мир рухнул, однако потом все, как известно, сложилось крайне удачно. Поэтому юные музыканты должны помнить, что нужно оставаться спокойным и относиться к происходящему с иронией даже в самых критических ситуациях.

— Например?

— Во время одного из моих выступлений, в Париже, прямо во время исполнения упал рояль. Дальняя из трех его ног внезапно подкосилась, и инструмент рухнул. А секундой позже сорвало крепление на моей банкетке… Но я, как ни в чем не бывало, продолжил играть. Проще говоря, нужно просто выходить на сцену и создавать праздник себе и слушателям. Не такими методами, конечно (смеется).

— Какие перспективы открываются перед участниками «Щелкунчика»?

— Педагоги и организаторы конкурса должны делать особый акцент на правильном и гармоничном развитии юных дарований, ведь конкурс создает совершенно новое поколение русской исполнительской школы. Я говорю именно о русской школе, потому что, несмотря на то, что этот конкурс является международным, большинство участников все равно приезжают именно из регионов России. Я по опыту участия в качестве жюри таких конкурсов могу сказать, что в настоящее время поколение 11-13 летних музыкантов — настоящее достояние, ребята и в количественном, и в качественном отношении, на мой взгляд, превосходят многих современных популярных исполнителей, это поколение еще составит нам конкуренцию! Именно поэтому ни в коем случае нельзя мешать планомерному развитию их мастерства.

— Если ли формула успеха? Сколько нужно заниматься музыканту, чтобы добиться результатов?

— Я знаю, что многие педагоги усаживают своих учеников за инструмент на 5-6 часов, совершенно забывая при этом, что важно не количество времени, проведенного за практикой, а ее качество. Достижение каких-то результатов приходит не после какого-то часового порога, когда двенадцатилетние детишки говорят: «я играю по 10 часов». Вовсе нет, это просто жизненный этап, новый открывшийся горизонт, который рано или поздно придет к целеустремленному человеку, живущему своей музыкальной мечтой.

— Будем объективны: сейчас молодежь не особо увлекается классической музыкой. Как же можно привлечь наше поколение к фугам и полонезам?

— На самом деле, классическая музыка и классическое искусство вообще никогда не было массовым увлечением. Не люблю слово «элитарное» (смеется), но классика интересует людей преимущественно начитанных, образованных, культурных. А так как на своих концертах и встречах я вижу достаточно много молодежи, могу сказать, что молодое поколение все же увлекается этой сферой культуры. Честно признаться, безумно приятно видеть в зрительном зале молодые лица – чувствую, что им это интересно, что им тоже важно то искусство, которое и мы, взрослые музыканты, и ребятки, участвующие в «Щелкунчике», создаем рука об руку.

— Что Вы хотели бы пожелать юным участникам конкурса?

— В первую очередь ничего не бояться. Череда успехов и поражений — ваш жизненный путь, который нужно пройти, чтобы добиться успеха. Обязательно работайте над своим талантом, берегите его, и тогда все ваши творческие планы обязательно реализуются. Удачи!

Елена Флегонтова
ЮНПРЕСС, tvkultura.ru
источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе