Валерий Гергиев командировал себе на замену дирижера Гургена Петросяна.
Гелена Гаскарова и Максим Даминов мастерски исполнили свои партии в опере «Алеко».
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля
На Медальной площади в центре Олимпийского стадиона установлена сцена и устроен зрительный зал. Здесь проходят концерты Большого летнего музыкального фестиваля – центрального события культурной повестки, которая предлагает федеральная территория «Сириус» туристам и жителям Большого Сочи.
Дневная жара спадает, солнце уходит за горизонт, концерты продолжает шоу фонтанов – каждый вечер с новой программой.
«Ма-цу-ев, Ма-цу-ев!» – скандирует публика, увидев фото любимца в рекламе фестиваля на экране. Пианист, разумеется, приедет: уже который год в программу Большого фестиваля включается проект Мацуева Creschendo, где выступает он сам и его друзья. Ильдар Абдразаков, Ольга Перетятько, Елена Стихина, Хибла Герзмава, Светлана Захарова и многие другие звезды российской сцены будут выступать на Медальной площади и на сцене Университета «Сириус» до конца августа. «Это самый масштабный летний музыкальный фестиваль в России», – говорит его продюсер Ханс Йоахим Фрай, и он прав: 25 концертов пройдут в «Сириусе» более чем за месяц. Добавим, что этот вид досуга оптимален по соотношению цена–качество: можно весь вечер слушать Мацуева по цене двух чизбургеров в местных ресторанах.
На открытии фестиваля должен был выступить Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра, но в последний момент маэстро был вынужден отменить перелет. Его заменил молодой дирижер Гурген Петросян, победитель Первого международного конкурса пианистов, дирижеров и композиторов имени Рахманинова. Ханс Йоахим Фрай, представляя маэстро, вспомнил историю о том, как молодой Леонард Бернстайн в срочном порядке заменил Бруно Вальтера, без репетиций провел концерт и на следующее утро проснулся звездой. Публика возмущаться отсутствием Гергиева не стала (исключая одинокий голос с окрестной лужайки, где обычно сидят меломаны, не успевшие приобрести билет), приняла дирижера благосклонно.
В программу гастролей Мариинки вошли хиты – «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, Первый фортепианный концерт и Четвертая симфония Чайковского в первый вечер, «Алеко» Рахманинова во второй. Надо отдать должное и дирижеру, и музыкантам: для них выступление на открытой площадке, при высокой температуре воздуха, подгоняемой жаром софитов, – испытание. Не только для людей, но и инструментов, которые чутко реагируют на погоду. Тем не менее преодоление условий было видно лишь на крупных планах в трансляции, звучание же не пострадало, а в некоторые моменты даже завораживало. Особенно в медленной части симфонии, сотканной из проникновенных соло, или в исполненном на подъеме финале. Высокий класс показала Ева Геворгян, солировавшая в Концерте Чайковского. Карьера 20-летней пианистки, еще студентки (Ева учится в Московской консерватории и Высшей школе королевы Софии в Мадриде), стремительно развивается: за последние несколько лет к многочисленным ее трофеям добавились спецприз Конкурса им. Шопена в Варшаве и Третья премия Конкурса им. Рахманинова в Москве, а вместе с ними – ангажементы на лучших, без преувеличения, сценах мира. Концерт Чайковского в репертуаре пианистки уже довольно давно, а потому прозвучал весьма уверенно и по части виртуозности, и по части органичного ансамбля с оркестром.
«Алеко» Рахманинова, дебют выпускника консерватории в оперном жанре, не зря получил самые высокие оценки экзаменаторов и современников: кажется, что именно молодой человек смог так почувствовать и выразить острые чувства героев пушкинских «Цыган». В «Сириусе» опера прошла на одном дыхании, Петросян умело подчеркнул и негу ночи, и отрезвляющий ужас убийства. В этом смысле стоит отметить и Максима Даминова: 24-летний солист Мариинки мастерски исполнил партию Алеко. Центральная ария героя, где солист нашел выразительные средства, чтобы передать восторг прежней любви и пылающую ревность, была принята слушателями с заслуженным восторгом. Хорош, на пике страсти, был и ансамбль Даминова с Геленой Гаскаровой (Земфира). Певица нашла краски для своей героини: сладострастная в дуэте с Молодым цыганом (Александр Михайлов), она на грани ненависти и брезгливости выплевывала «Старый муж, грозный муж» в дуэте с Алеко.
В ближайшее время в программе Большого музыкального фестиваля – Хибла Герзмава с джаз-бэндом Сергея Макеева, аргентинский пианист Мигель Шебба, сопрано Елена Стихина, бас Ильдар Абдразаков и Госоркестр Республики Татарстан, вечер итальянской оперы с тенором Дмитрием Корчаком и пианистом Павлом Небольсиным.
«Сириус»