Башмет и Хабенский переселили Ярославль в «Параллельные миры»

Международный музыкальный фестиваль главного альтиста страны прошел под знаком поэзии и живописи.

В Ярославле завершился VI Международный музыкальный фестиваль под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета. В рамках форума состоялось 19 концертов, из них 9 — в городах и поселках Ярославской области: Рыбинске, Угличе, Переславле-Залесском, Тутаеве, Борисоглебском, селе Вятском. 

В Ярославле Башмета знают и любят: в зале практически не найти свободных мест, а среди слушателей непременно присутствует руководство области. 

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля/Наталья Бородина

В этом году афиши маэстро составили конкуренцию афишам Стаса Михайлова: впервые концерты фестиваля прошли в концертно-зрелищном центре «Миллениум» в очередь с выступлениями труженика шансона.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля/Наталья Бородина

Яролавцы тепло приветствовали спектакль «Медь», где главным действующим лицом стал духовой оркестр Олега Меньшикова. Премьера «оркестра мечты» с широким репертуаром (от «Болеро» Равеля до хитов Майкла Джексона) состоялась еще в 2011 году в рамках фестиваля «Черешневый лес», и за 3 года практически ничего не изменилось: оркестранты так же пританцовывали, пели, устраивали импровизированную дуэль на барабанных палочках.

В перерывах между композициями Олег Меньшиков раскрывал перед зрителями «книгу души» — рассуждал о мечте, детстве, радостях жизни. Не упустил артист и возможности попеть: на бис в качестве поздравления ветеранам был исполнен «Синий платочек».


Фото предоставлено пресс-службой фестиваля/Наталья Бородина

В отличие от многих зрителей Юрий Башмет впервые увидел это представление и оценил его музыкальный потенциал.

— Я знаю Олега много лет, но никак не получалось посмотреть этот спектакль от начала до конца, — признался глава фестиваля. — Все сделано очень профессионально, и у меня аж слюнки текли, когда я слушал прекрасное, выстроенное, мягкое звучание медных духовых инструментов. Когда в каком-либо произведении встречаются подобные аккорды, в оркестре тратится очень много времени на репетиции, и то особой гарантии нет.


Фото предоставлено пресс-службой фестиваля/Наталья Бородина

На закрытии фестиваля, совпавшем с празднованием 700-летия преподобного Сергия Радонежского, присутствовали представители духовенства во главе с митрополитом Ярославским и Ростовским Пантелеимоном. Прозвучали увертюра Римского-Корсакова «Светлый праздник», фрагмент из «Литургии святого Иоанна Златоуста» Чайковского, его же Четвертая симфония и Третий концерт для фортепиано с оркестром Бетховена. Солировал постоянный гость фестивалей Башмета — финский пианист Олли Мустонен.

Также в рамках форума состоялись мастер-классы, концерт с участием одаренных детей и традиционное прослушивание — отбор во Всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Башмета. Некоторые из его участников уже вышли за рамки максимально допустимого возраста — 22 года, так что в ноябре планируется ротация.


Фото предоставлено пресс-службой фестиваля/Наталья Бородина

Одним из самых интересных событий фестиваля стал проект Юрия Башмета и Константина Хабенского «Паралелльные миры. Русская музыка. Поэзия и живопись первой половины XX века».

По словам Башмета, идея «Параллельных миров» родилась «логично».

— Стихи и музыку, картины и музыку — мы уже делали, но такого — тройного — синтеза еще не было, — заметил маэстро.


Фото предоставлено пресс-службой фестиваля/Наталья Бородина

Правда, «проба пера» состоялась еще на Зимнем фестивале искусств в Сочи в 2013 году, однако тогда было много недоработок.

— В драматический момент я поднимаю глаза на экран и вижу там бабушку в платочке, поле и корову, — посетовал маэстро. — Поэтому к показу в Ярославле подбор картин и стихов был переосмыслен для достижения максимального эффекта, и это удалось.

Действительно, редко исполняемые произведения прозвучали на редкость эффектно и, что называется, к месту. Как часто в современной концертной жизни можно услышать «Музыку машин» авангардиста Мосолова? Или «Остров мертвых» Рахманинова? Или Первую симфонию Хренникова? А дополненная 3D-показом картин Рокотова, Беклина (тот самый «Остров мертвых», который вдохновил Рахманинова), Сомова, Бенуа, Кандинского, Шагала, Дейнеки и других художников музыка начала XX века в блестящем исполнении симфонического оркестра «Новая Россия» слушается на одном дыхании. Как и стихи Маяковского, Заболоцкого, Анненского, которые в паузах читает Хабенский.

В Концертном зале имени Собинова оркестр занял всё пространство сцены, и артисту пришлось на глазах у зрителей взбираться по стремянке на балкон. Впрочем, не оказалось места для всех желающих и в зрительном зале, из-за чего в проходах выставили дополнительные приставные ряды.


Фото предоставлено пресс-службой фестиваля/Наталья Бородина

Как рассказал «Известиям» Юрий Башмет, проект получит продолжение.

— Все шедевры трудно собрать в один вечер — очень много интересной музыки. Можно, например, уделить отдельное внимание программности в XX веке. Та же «Здравица» Прокофьева на тексты о Сталине — любопытный пример отношений между художником и властью. Так что будут и вторая, и третья часть, — заверил артист.

Стремление продолжать подтвердил и Константин Хабенский.

— Я смею надеяться, что мы с Юрием Абрамовичем нашли интересы не только в творческом, но и в человеческом плане. То, что мы делаем, делается не так просто. А простые вещи нам делать неинтересно. Сейчас есть в задумке еще две большие работы. У меня в жизни классической музыки не так много, и я с наслаждением каждый раз окунаюсь в эту авантюру.

В следующий раз «Параллельные миры» прозвучат уже в Москве, в рамках фестиваля «Черешневый лес». Ярославцев же, по словам Башмета, непременно ждет следующий, 7-й по счету фестиваль. Как в шутку заметил альтист, теперь стало очевидным: если кто не даст форуму умереть, так это публика.

Виктория Иванова

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе