Анастасия Гамалей-Воскресенская: Хочется поучаствовать в музыкальной жизни Углича

Известная пианистка, лауреат международных конкурсов, доцент кафедры специального фортепиано Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Анастасия Гамалей-Воскресенская уже хорошо знакома угличским ценителям классической музыки. 
Анастасия Гамалей-Воскресенская провела мастер-класс в детской музыкальной школе
Фото Ивана БИЗИНА


На творческих площадках нашего города выступали и она сама, и её студенты, а недавно Анастасия Александровна провела в детской музыкальной школе мастер-класс, поделившись секретами мастерства с учениками и педагогами детских музыкальных школ и школ искусств Ярославской области.


– Я родилась в Москве в музыкальной семье, – начинает рассказ о себе Анастасия Гамалей-Воскресенская. – Дедушка у меня профессор консерватории, Михаил Сергеевич Воскресенский, ученик Льва Николаевича Оборина, великого пианиста. Папа – виолончелист, Александр Князев, мама – пианистка, Мария (Марина) Воскресенская. Естественно, у меня других вариантов не было, поэтому меня отдали в ЦМШ, и я стала пианисткой. Окончила центральную среднюю специальную музыкальную школу в классе замечательного заслуженного педагога Тамары Леонидовны Колос. Потом поступила в консерваторию, в класс профессора Елены Ивановны Кузнецовой, закончила её. Закончила аспирантуру, осталась в консерватории работать сначала ассистентом, а сейчас я уже много лет имею свой класс, являясь доцентом кафедры специального фортепиано.

– Как получилось, что вы оказались в детской музыкальной школе в Угличе?

– Эта история берёт своё начало в далёком 2007 году. У меня четверо детей, и они уже тогда нуждались в каком-то хорошем времяпрепровождении на даче летом, поэтому мы с семьёй по совету друзей купили дом в деревне под Угличем. Мы очень сильно полюбили этот город – красивейший, лучший из всех городов Золотого кольца. Конечно, мне хотелось каким-то образом поучаствовать в музыкальной жизни Углича, свой небольшой вклад внести. Здесь мои идеи воспринимаются с большим энтузиазмом. Я сюда привозила своих иностранных студентов, показывала им красоту русских городов, в том числе Углича. В прошлом году состоялся наш концерт в Красной гостиной. А в музыкальную школу в вашем городе я попала тоже не случайно: познакомилась с директором, Галиной Владимировной Орловой, совершенно удивительным человеком, я считаю, подвижником нашего времени. И она попросила провести здесь мастер-классы для учеников не только этой музыкальной школы, но и для всех учеников из Ярославской области, которые захотят приехать. И вот собрались гости из разных городов: Переславля-Залесского, Рыбинска, Ярославля, Некоуза. Семь человек было, больше просто не уместить в один день, но, я предполагаю, мы повторим.

– Каковы перспективы в дружбе и сотрудничестве?

– Вообще, есть свои планы и у меня в голове, и у Галины Владимировны Орловой. Но, если в двух словах сказать, конечно, мне бы очень хотелось, чтобы Углич стал каким-то музыкальным центром. Есть прекрасные города (тот же Суздаль чудеснейший), где проходит много музыкальных мероприятий, и они повышают в целом культурный уровень города, дают необходимую среду для воспитания молодёжи, детей. Хотелось бы организовать в стенах этой школы конкурс хорошего профессионального уровня для разных категорий детей и юношества с высококомпетентным жюри. Сейчас мы думаем над этим. Кроме того, мы хотим сделать уже не короткий мастер-класс, а творческую школу, занятия в которой продолжались бы, предположим, неделю. Ученики, специально отобранные, с хорошим потенциалом приехали и получили бы, допустим, четыре урока подряд, чтобы педагоги имели возможность проследить их рост, увидеть, как они реагируют на замечания, как могут работать самостоятельно. В завершении был бы отчётный концерт и, конечно, это было бы уже совсем другое дело – вот такие у нас планы.


– Что можете сказать об уровне как педагогов, так и учеников, принимавших участие в мастер-классе?

– Вы знаете, вообще, я думаю, что это хороший профессиональный уровень. Все дети, конечно, разные, мы не можем оценивать всех по одной какой-то шкале, потому что у них разный размер дарования. Научены они все профессионально, к педагогам у меня точно нет никаких вопросов, всё отработано замечательно. Но, конечно, в любом случае есть куда стремиться, то есть уровень больших каких-то городов и малых пока ещё достаточно отличается. Хотелось бы, чтобы мы этот уровень сумели сгладить, выровнять, чтобы и дети иметь возможность конкурировать. А то получится: мы сделаем конкурс, а приедет Москва и все награды заберёт. Но мы постараемся, чтобы так не произошло, чтобы были все в равных условиях, потому что дети есть очень хорошие, есть просто уровень ЦМШ. Я не буду называть фамилии, чтобы никого не смущать, но некоторые из них меня очень порадовали.

– Эти мастер-классы – они и для преподавателей тоже?

– Конечно, потому что в любом случае, когда ты слышишь какой-то урок с твоим учеником или даже не с твоим, то происходит своего рода обмен опытом. Какие-то вещи, которые я рассказываю ребёнку, он может и не понять, но педагог запомнит, и потом они могут это использовать и добиться каких-то хороших результатов.

– Вы преподаёте в Московской консерватории. А её уровень остаётся очень высоким, как во времена вашего дедушки, например? То есть не теряет марку консерватория, раз иностранные студенты едут к вам учиться?

– Я думаю, уровень консерватории ни в коем случае понизить, в принципе, невозможно, он даже повышается, потому что у нас конкуренция огромная в мире. В Китае миллиард пианистов, вы представляете себе – часть из этого миллиарда едет к нам учиться и, например, у китайских пианистов есть определённые невероятные технические качества, до которых нашим пианистам требуется ещё идти и трудиться. У них это получается, может быть, за счёт ментального усердия. То есть они могут работать по 10 часов, а русскому человеку трудно себя заставить это делать. Но он это делает! Уровень Московской консерватории можно посмотреть по тому, как наши пианисты получают награды на престижнейших соревнованиях среди пианистов и музыкантов других специальностей во всём мире.


– Сейчас, когда активно развиваются информационные технологии, можно ли заменить очное обучение на обучение через экран?

– Нет, это невозможно! Нам пришлось во времена ковида заниматься с нашими иностранными студентами онлайн, но это огромная затрата энергии от преподавателя и очень маленький, к сожалению, коэффициент полезного действия. Мне надо показать, я должна услышать звук в реальности, а не так, как он пройдёт у меня через все эти сети. Поэтому уверена, что никогда очное образование не будет заменено ни на что другое, оно будет всегда высоко цениться, потому что это «штучный товар». Индивидуальные уроки уникальны, и каждый ученик уникален, и педагог, и то, что получается в результате работы на уроке – это тоже уникально.

– Кстати, о звуке. Недавно ваш коллега настроил инструмент в музыкальной школе…

– Знаете, я пробовала этот рояль до настройки и вижу огромную разницу. Очень благодарна Григорию Рымко за то, что он сюда приехал и настроил его. Конечно, нужно следить за инструментами, это даже не машины, это ещё серьёзнее. Они реагируют на атмосферу, на сухость, на влажность, на то, сколько их эксплуатируют. Сейчас рояль находится в очень хорошем состоянии, на нём можно играть любые произведения.

– В перспективе вы можете подключать и своих коллег к осуществлению ваших проектов?

– Обязательно это нужно сделать, потому что школа – конечно, живой организм, но когда он закрыт абсолютно и варится в собственном соку, то и педагогам немного скучно и даже трудно, и детям тоже. Поэтому мероприятия, направленные на воздействие извне, сотрудничество – это хорошо, и мы будем очень стараться, чтобы наша работа не останавливалась.

– Ваша семья – это многочисленные музыканты, и ваш папа, Александр Князев, известный, даже великий виолончелист. Возможно ли когда-нибудь устроить концерт ваш с ним в Угличе?

– Мы будем стараться это сделать. Нужно подумать – когда и где. Я знаю, что у вас есть несколько залов, где можно будет провести концерт. Чудесный зал – Красная гостиная в кремле, очень красивый с отличным роялем. Есть ещё Дворец культуры, там я тоже рояль пробовала: хороший инструмент, только он не настроен, к сожалению, нужно с ним поработать. Я думаю, нет ничего невозможного, будем планировать.

– Папа знает об Угличе?

– Конечно, он здесь был, отдыхал летом, очень любит этот город, поэтому, я думаю, он будет очень рад сыграть для угличан.
Автор
Беседу вёл Алексей СУСЛОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе