24 января всемирно известному альтисту Юрию Башмету исполняется 60 лет

Его музыкальная биография – цепь счастливых случайностей. Юрий Башмет, которого называют «русским Паганини» и «музыкальным демоном с альтом», когда-то случайно не попал в класс скрипки и стал альтистом. По стечению обстоятельств оказался за дирижерским пультом, заменив заболевшего Валерия Гергиева. Но мировой успех музыканта случайным не назовешь – количество вложенного труда, души и творчества не поддается никаким подсчетам. Башмет руководит двумя оркестрами – «Солисты Москвы» и «Новая Россия», организует конкурс альтистов в Москве, большие музыкальные фестивали на Эльбе и в Сочи и дает в год около ста концертов по всему миру.
Юбилей в этом году не только у Юрия Башмета, но и у его альта – 255 лет. Инструмент малоизвестного итальянского мастера Тестори покупали 18-летнему студенту Московской консерватории всем миром. Стоил он тогда почти как «Запорожец». Юный музыкант потом еще год раздавал долги. Но с этим Тестори до сих пор не расстается дольше, чем на три дня. Не променял даже на знаменитого Страдивари.

«Я могу сказать, что он ревнует, когда я беру в руки другой альт или скрипку, – говорит Юрий Башмет. – Скрипка – ладно, он уже понимает, что это временное увлечение, и оно пройдет. А вот другой альт – начинает хрипеть, сипеть».

Вообще этот инструментальный альянс он называет «любовным треугольником», где третий не лишний – смычок – тоже с историей. Он в руках Башмета еще со времен учебы в Львовской музыкальной школе. Куплен в Дрездене, в обычном магазине всего за 12 марок.
«Мастер Шмидт – знаменитый, немецкий – сказал: у нас даже в цирке лошадей не погоняют такой палкой, – вспоминает Юрий Башмет. – У него вообще трещина ужасная, вот здесь проходит. Я на всякий случай на сцену беру запасной смычок, потому что он в любой момент может лопнуть».

Альтисты, всегда ущемленные, вечные герои музыкальных анекдотов благодаря Башмету вышли на мировую сцену. Именно он добился того, чтобы альт включили в гастрольный график Союзконцерта. Первые выступления – в Альметьевске, Бугульме, в ДК и обычных школах. Но уже через несколько лет Башмет станет первым альтистом, который с сольными концертами побывал на всех ведущих музыкальных площадках мира.

«Я не понимаю, как Башмет извлекает звук, – признается народный артист СССР Никита Михалков. – Этот песочек, этот трепет, этот выход в звуке – сипловатом и летящем, и тающем, это может только такой человек как Башмет».

Специально для Башмета будут сочинять Губайдулина, Щедрин, Канчели… Самый, как признается, главный подарок – от Альфреда Шнитке – концерт для альта с оркестром.

«Он очень много играет современной музыки, самой современной, – отмечает Ирина Антонова. – Но вместе с тем – глубочайшее ощущение музыки старого искусства, старых мастеров, мастеров XIX века».

А начиналось все случайно. В класс альта Башмета записали только потому, что не было мест в скрипичном. Он сам в то время вообще мечтал о рок-группе. На дискотеках играл на гитаре, в школе стабильно получал тройки. Пай-мальчиком он вообще никогда не был. И сейчас порой шокирует публику своими хулиганствами. То сядет за фортепиано или ударные, то сыграет главную роль в кино, то запишет саундтрек к известному фильму, который консерваторские слушатели будут клеймить «попсовостью». Он может долго говорить музыке Шостаковича и с такой же страстью о любимой львовской колбасе. Раздражать коллег рассказами о том, что не взял ни одного урока по дирижированию, и входить в списки самых успешных маэстро мира.

Вместе с «Солистами Москвы», кто-то подсчитал, за 20 лет существования больше 35 раз обогнул земной шар по экватору. Перед «Новой Россией» ставит каждый раз новые задачи. На юбилейных концертах этот оркестр, например, будет исполнять джазовую музыку. Он сам никогда не боялся остаться в тени самых больших мастеров. С Юрием Башметом обожали выступать Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, сейчас с ним играют Анна Софи Муттер, Гидон Кремер, Виктор Третьяков… Но больше всего переживал, признается, когда на сцену стал выходить вместе с дочерью. Уже известная пианистка, она до сих пор вспоминает те несколько уроков, которые отец ей дал еще в детстве.

«Он умеет находить какой-то важный ключ, что-то одно сказать – и сразу все становится понятно, – рассказывает дочь музыканта, пианистка Ксения Башмет. – Что Брамс, например, не сидел тихонечко в уголке и не пил маленькое безалкогольное пиво, у него была борода… И сразу характер музыки Брамса становится понятен».

Следующий этап – музыкальное воспитание внука. Грант каждый день по три часа играет на скрипке. И уже мечтает выйти на сцену вместе со знаменитым дедушкой.

Новости культуры



источник
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе