Выйду в степь: «Донбасс. Окраина» сделан по проверенным кинорецептам

События августа 2014 года отображены по голливудским стандартам боевика, триллера и вестерна.
Фото: Централ Партнершип


В прокат вышла военная драма Рената Давлетьярова «Донбасс. Окраина». Это первая в российском игровом кино серьезная попытка показать гражданскую войну в ДНР, причем сделать это, по возможности, в форме внятного политического высказывания. Однако фильм Давлетьярова — как раз тот случай, когда форма (в данном случае жанровые каноны) всецело подчиняет себе содержание.


Первые сцены фильма обманчивы. Они заставляют думать, что перед нами триллер в стиле Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури»), только в качестве места действия Украина, а не Ближний Восток. Здесь много общих черт: документальная стилистика, холодная цветовая гамма, титры, которые регулярно сообщают точное время и место действия. Впрочем, быстро оказывается, что пролог был лишь флешбэком, а темп и настроение «Донбасса» совершенно иные.

Маленький поселок Марьинка практически полностью разрушен в результате боевых действий. В бомбоубежище собрались несколько людей разных возрастов и политических убеждений, среди них — украинский солдат Андрей (актер Евгений Михеев) и офицер российских ВДВ Анатолий (Гела Месхи). Выяснять отношения им некогда. Надо как можно быстрее выбраться из «мертвой зоны»...

С этого момента фильм напоминает нашумевший украинский боевик «Киборги» (режиссер Ахтем Сейтаблаев), сделанный на ту же тему и тоже восходящий к голливудским традициям. Там также имеется замкнутое пространство, где люди часто забывают о самой войне. Разница в том, что в «Киборгах» совсем не представлена пророссийская сторона, все острые дебаты происходят между бойцами в осажденном донецком аэропорту, а образы солдат противника даны пунктирно. То есть, несмотря на все разногласия, иногда труднопреодолимые, герои не направляют автоматы друг на друга, их объединяет война — и, пожалуй, только она.

У Давлетьярова точек зрения больше, правда, выражены они гораздо менее подробно. Анатолий, как легко предположить, оказывается центральной фигурой в сюжете. Он и лидер, и носитель тайной правды, и спаситель — абсолютно положительный персонаж без страха и упрека. Душевные червоточины остальных участников действия не позволяют им вести с ним разговор на равных. Остается только подчиниться его обаянию, и вот уже вчерашние враги готовы выполнять его приказы, радуясь, что он взял на себя ответственность за них. Это, конечно, не просто персонаж, а символ. Не будь у героя мощной харизмы Гелы Месхи, поверить в его реальность было бы трудно.

С этой точки зрения «Донбасс» тяготеет к классическому вестерну, где Анатолий — благородный ковбой, помогающий местным жителям и шерифу. И всё же опора на проверенный временем голливудский рецепт фильму не помогает. Документальные ленты, снятые на тему Донбасса, чаще всего представляют гораздо более сложный спектр мнений. В фильме Давлетьярова много сочувствия к жертвам войны, но упрощение конфликта и персонажей не идет ему на пользу.

Автор
Сергей Сычев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе