Актер Артур Смольянинов в роли авторитета Буца на съемках фильма Алексея Учителя «Восьмерка» в одном из ночных клубов Санкт-Петербурга
Режиссер Алексей Учитель.
Писатель Захар Прилепин.
Фото: РИА "Новости"
Большое, как известно, видится на расстоянии.
Малое — не очень. История о дружбе четырех омоновцев, Германа, Лыка, Шороха и Греха, в лихие 90-е под чутким пером Прилепина стала документом эпохи. Переложенная Учителем с помощью сценариста Александра Миндадзе на экран, — скорее, динамичной картинкой в стиле экшн.
Герои, чьи лица и имена начинаешь различать лишь к финалу, враждуют с местным авторитетом Буцем (Артур Смольянинов). Ну и какая криминальная мелодрама без любви — в стриптиз-баре встречает Герман (Алексей Манцыгин) свою мечту (Вильма Кутавичуте), которая оказывается невестой Буца. Это, впрочем, не мешает ей завести роман с новым знакомым. Все банально до оскомины.
А в служебное время наши герои-омоновцы охраняют нового владельца завода — того же Буца — от разъяренных рабочих. И это не становится поводом для рефлексии.
Восьмерка, как вы догадались, — знак бесконечности.
По совместительству — марка машины ВАЗ-2008, на которой герои рассекают по улицам. Еще не «Бумер», но уже не «Копейка». И уж точно не «Магнитные бури» — социальность здесь, скорее, угадывается пунктирно. Мчится «восьмерка» без тормозов по ухабам сюжета, где человек может попасть под поезд, а в следующем кадре бодро отжимать врагов. Мелочи — но осадочек… Балабановский Данила Багров тоже по-своему понимал справедливость. Но ему верилось. А этой четверке — нет.
Драма свелась к бойкому анекдоту с летальным исходом. К «мыльной» мести. К напоминанию, что омоновец тоже человек, обуреваемый страстями. Верим. Но жидковато для бесконечности.
Алексей Учитель: Наш фильм — история про здесь и сейчас
О съемках фильма «ВМ» рассказал режиссер Алексей Учитель.
— Почему сценарий писал Александр Миндадзе, а не Захар Прилепин?
— Я предложил это Захару — он отказался. Сказал, что это дело прошлое, что он не хочет будоражить себя. Это ведь повесть автобиографичная.
Но потом мы много встречались с ним и Миндадзе и обсуждали сценарий, выбор актеров. Например, Буца мы сделали не таким примитивным, как в повести.
Кстати, Захар даже снялся у нас в маленькой роли…
— Где снимали картину?
— Вы не поверите, но это Кировский завод сегодня. Настоящий город со своей железной дорогой.
Мрачный, со своей аурой. Похожий на все города. Мы получили уникальную свободу снимать ночью — нас никто не гонял, наоборот, охраняли.
— А выпуск фильма специально подгадали к украинским событиям?
— Это я планировал украинский кризис! А серьезно — мне сказали, что его запретили там, даже не посмотрев. Но наш фильм не о политике, а о человеческих отношениях, о том, умеем ли мы любить и сохранять любовь.
— Сейчас такая история могла бы случиться?
— Уверен, что да. По человеческим страстям. Хотя внешние факторы могут быть другие.
Вообще, таких ребят в кожаных куртках и джинсах полно и сейчас. И сейчас покупают заводы. И сейчас ребятам из армии некуда деться… Многие вещи совпадают. Этот фильм — о сегодня. О сейчас.
Писатель сел за руль такси
Накануне премьеры Захар Прилепинпризнался, что фильм не смотрел.
—Почему вы снялись в эпизоде фильма, а не в главной роли?
— Мне предлагали, но я отказался. Мне другие фильмы не жалко, но в фильме по своему тексту я не хотел бы злить судьбу. Пусть играют те ребята, которые это умеют. Поэтому я сыграл таксиста.
—Вас Алексей Учитель очень хвалил за эту роль.
— Да потому что я в жизни кучу таксистов перевидал. Я же постоянно перемещаюсь на такси по всем странам и городам.
— Эта роль для вас не первая?
— Я играл в «Инспекторе Купере». И до этого звали играть, но я все время отказывался.
—А почему все-таки надумали? Денег много предложили?
— Дети уговорили. Киношники позвонили во время обеда.
Мы сидели за столом с детьми, а их у меня много. И они как услышат про съемки да как закричат: «Папа, соглашайся, так хочется одноклассникам показать!»
—Вам понравился фильм?
— Целиком не смотрел, мой друг Антон Долин сказал, что отличный фильм. Я видел первую монтажную сборку, показалось — ничего. Вторая сборка сильно отличалась от первой, и мне снова показалось — неплохой фильм. Третья вообще понравилась. Итог я не видел, но думаю, как в стихах. Два слова переставил — по-другому зазвучало.
НАТАЛЬЯ БОБРОВА, ЕВГЕНИЯ КОРОБКОВА