Владимир Грамматиков: «Кроме сорняков, само по себе ничего не произрастает»

Грамматиков: За последние годы в России никто не исследовал современное детское кино. 
Очутившись в «чистом поле», мы выделили для себя приоритетные направления профильного кинопроизводства — фантастика, сказка, историко-приключенческий жанр и семейное кино.

Начали выяснять «что и как» у прокатчиков, они дружно проголосовали за комедийную сказку. Было очевидно, неторопливые классические русские народные сюжеты трудны для переноса на экран. Осовременивание персонажей также ничего не дает. Превратив Кощея в бессердечного банкира и огламурив Ягу, мы лишь ослабим повествовательную структуру и лишим историю природного обаяния.


Фото: PHOTOXPRESS


В первом варианте сценария «Последний богатырь» был ироничным роуд-муви про Ивана-царевича. Но сказку невозможно снять за копейки — нам потребовался сильный партнер, и мы обратились к активно работающей в легком жанре компании Yellow, Black and White. Через три недели ребята прислали забавный синопсис на одной страничке: современный юноша — лоботряс, пофигист и эгоист — попадает в сказочный мир, где узнает, что является сыном Ильи Муромца. От богатырского отпрыска ждут подвигов. Парень отнекивается, но потихоньку осваивается в новой роли.

Сценарная работа шла тяжело, мы не всегда совпадали с соавторами в понимании юмора, но за восемь месяцев нашли общий язык. Главным образом старались сохранить позитив. Это было непросто, ведь в современном мире сильно размыты границы между добром и злом — добропорядочность, совестливость, героизм не являются самоочевидными ценностями, главным критерием успеха для людей является личный комфорт.

культура: В картине получился сказ о том, как Добрыня Никитич оказался неоднозначным персонажем. В русской традиции героям не свойственны подобные перверсии, они характерны для чудовищ — кощеев и прочих чучел болотных. 

Грамматиков: Наша история не про богатырей, а занявшего их место Ивана — обаятельного авантюриста, осознавшего ответственность за судьбу сказочного мира и оказавшегося совестливым человеком. Насчет перверсий вы также ошибаетесь. Илья Муромец, например, прежде чем стал богатырем, пролежал на печи тридцать лет. В любой сказке случаются победы и поражения. Наш Добрыня, в самом деле, персонаж сложный, и не он один. Кстати, его история на титрах не заканчивается, у нас уже есть мысли о продолжении, где все характеры раскроются по-новому... А Вам монументальность подавай?

культура: Конечно, как в былинах, сагах и античных мифах, где далеко небезупречные парни смотрятся молодцами. 

Грамматиков: В этом суть — даже герои поддаются соблазнам, но жизнь все расставляет на свои места.

культура: Но предательство всегда остается предательством, и в реальной жизни всегда есть место подвигу, а главное — железной мотивации. 

Грамматиков: Это так, но прежде чем встать на чью-то сторону, следует определиться с ценностями. В нашем случае нравственный выбор делает и герой, и его антагонист Кощей. Для того чтобы их преображение выглядело убедительно, следовало завоевать доверие зрителей иронической интонацией. Без нее сейчас никуда. Если завтра я сниму мощную, жесткую и пронзительную картину о героическом парне, беззаветно преданном Родине, станут ли подражать ему 18-летние подростки? Уткнувшийся в гаджет ребенок и так чувствует себя властелином Вселенной, именно с ним предстояло наладить контакт.

культура: Но Вы зашли несколько дальше. Что ответите, если после просмотра внуки спросят: «Деда, а правда добрый молодец — на самом деле злой?» 

Грамматиков: Переспрошу: а вы помните, почему он стал плохим? Потому, что захотел  быть первым любой ценой. Его разрушила зависть, это очень дурное чувство. Нельзя попадать под чье-то влияние, изменять своей природе.

Я ожидал, что подверженных стереотипам соотечественников смутят отдельные новации, но сказки сегодня сами собой не сказываются. Современным детям нужна атмосфера игры, а не морализаторство. Освободитесь от мысли, что здесь сработал американский заказ — его не было даже на уровне подсознания, просто такая история сочинилась у нашей авторской группы. Возможно, отчасти вы правы — в образах, мотивациях персонажей следует рельефнее прорисовывать добро и зло.

культура: И реанимировать большой стиль. 

Грамматиков: Наши зрители не воспринимают тяжеловесную былинную форму. Большинство моих гостей на премьере отметили обаяние персонажей и талант художника Григория Пушкина, построившего удивительные богатырские палаты и чудесное болото.

культура: Не кажется ли Вам, что государству стоит внимательнее подходить к фильмам для подрастающего поколения? 

Грамматиков: К счастью, интерес к детскому кино просыпается и у зрителей, и у государства. Сейчас, как мне кажется, должна заработать политика адресного распределения средств Фондом кино. Не нужно размазывать инвестиции тонким слоем на всех желающих, необходимо целенаправленно, стопроцентно финансировать конкретные жанровые направления и заявки. Причем выделять деньги надо исходя из собственных приоритетов. Например, в следующем году объявить год сказки, запустить три-четыре сильные картины, оценить результат и выявить лидеров направления. Затем профинансировать социальные проекты для подростков — про школьные проблемы, конфликт отцов и детей. После Асановой и Приемыхова эта ниша абсолютно опустела. И, наконец, нам надо возвращаться на детские фестивали, их сегодня более ста. Через них мы делаем международные продажи, подтягиваем качественный уровень. Советские сказки любили во всем мире. Кстати, убежден, что «Последнего богатыря» ждет интересная зарубежная судьба.

культура: Может быть, не стоит переписывать русские народные сказки, а экранизировать оригинальные сюжеты Крапивина, Шарова, Лукьяненко? 

Грамматиков: Это вопрос открытый, сколько сказочников — столько историй. Большинство современных текстов не обладают необходимым для кино масштабом, а государству следует вкладываться в образную мощь. Но золотой ключик в темной комнате не отыщешь. Возможно, работающая система идеологических приоритетов поспособствует появлению соревновательной среды среди режиссеров-сказочников и выявит нашего Миядзаки, новых Роу и Птушко. Кроме сорняков, само по себе ничего не произрастает. Для аленького цветочка нужны умелые руки, много света и воды, а главное — питательный слой. 


Фото на анонсе: Сергей Фадеичев//ТАСС

Автор
Алексей КОЛЕНСКИЙ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе