В Россию вход воспр.

30 ноября мы не увидим в кино главного американского фильма этого года — «Борат». Самого известного в мире сына казахского народа, Бората Сагдиева, в Россию не пустили.

У нас в прокате порядка 130 фильмов в год, из них большая часть — дерьмо. Но впервые лет за пятнадцать, скромно прижимаясь к стеночке, чиновники Госкино нам на ушко шепнули: «Ну понимаете, эту дрянь (имеется в виду картина Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan) — ну никак, извините».

Теперь вся надежда на подземные переходы, где дяди говорят: да все путем, пацаны, премьера, как и положено, будет вовремя. В четырех темных углах Москвы мне назвали один и тот же день всероссийской премьеры — пятница 24 ноября: именно в эти выходные легендарное кино появилось на пиратских DVD-копиях. И это правильно. Культовый арт-хаус на стыке документальной прозы и домашнего видео не должен портить проектор мультиплекса: нечего на него тратить последние деньги.

Вот так будет у нас. Тем временем у них незаконный сын казахского народа Борат Сагдиев, брат Ali G, творческая ипостась афериста и кривляки Саши Барона Коэна, широко шагает по Америке. При затратах на фильм всего $18 млн. «Борат» дает сборы по $15—20 млн. в неделю. К Рождеству из карманов добропорядочной американской нации он вытряхнет больше $100 млн. Денег эта банда срубила кучу...

Вот сюжет фильма, если кто еще не знает: казахскому журналисту нужно снять документальный фильм об Америке XXI века, и если он не понравится на родине, журналиста казнят.

В нью-йоркской гостинице Борат и его продюсер видят по телевизору эпизод сериала «Спасатели Малибу» с Памелой Андерсон. Образ силиконовых грудей мучительно преследует Бората, он жаждет тетку. Чтобы избавиться от навязчивой идеи, он отправляется в путешествие с востока на запад страны, в Калифорнию: по дороге он участвует в родео, покупает оружие для убийства еврея, встречается с феминистками, идет в рядах гей-парада, общается с другими интересными людьми и рассказывает о своей жизни в Казахстане.

Честно говоря, в художественном плане фильм — полный отстой, что и придает ему определенную ценность. Зато это выдающийся гротеск, сделанный методом mtv-подстав, выраженный самым простым документальным стилем, местами выглядит как снятый на двухмегапиксельную камеру мобильного телефона. Эта мобила следует за Коэном, а он просто «несет» на своем фирменном шизофреническом жаргоне с азербайджано-румынским акцентом какой-то бред, задает неполиткорректные и просто непристойные вопросы, ставит всех встречных-поперечных простых американских граждан в весьма неудобные ситуации. Собственно, в этом и состоит основная миссия фильма, который в самой Америке очень многие восприняли как именно антиамериканский: он тестирует на прочность американскую систему политкорректности, от которой многих нормальных граждан уже тошнит, но которую публично тошнотворной назвать никто покамест не решается. Не решался. До «Бората». Потому что многих в Штатах уже достало, что индейцев нельзя называть индейцами, а только «коренными американцами». Что нельзя вообще шутить про евреев — и тут уж еврей Саша Коэн оттянулся по полной. Достал экзальтированный феминизм. Официозные вашингтонские политики. Да много чего. И казахи тут на самом деле вообще ни при чем — они лишь средство пройтись по родным американским язвам общества. Зря фильм в России запретили, ей богу! Наши чиновники просто не поняли ничего.

С одной стороны, это, конечно, кино на уровне ниже пояса, типа Jackass (в русском прокате «Придурки»). Если кто внимательно смотрит MTV, он легко вспомнит, как панки под управлением Джонни Ноксвилла могли, например, по очереди садиться голым задом на муравейник где-то в Африке, соревнуясь, кто дольше высидит. Это выглядело занимательно, трогательно и немного грустно, что и доказал хилый прокат. Поэтому «Придурки» — не ровня «Борату».

Борат тоже с известным удовольствием может кувыркаться с голым задом, но воспринимается это так, как если бы он делал это с глубоким социальным подтекстом. Борат — нахал и мошенник, он сгреб дешевые стереотипы и кому-то еще дорогие моральные нормы в одну вонючую кучу и дал нам эту кучу рассмотреть поближе, ткнув для наглядности в нее носом. Например, рассказ про юность и отрочество Бората в Казахстане снимали в румынском населенном пункте Глоде, где много внимания уделялось сексу с домашними животными, соревновательной проституции и охоте на цыган. Правда, румынские крестьяне оказались не такие лохи. Узнав, что Борат их обманул и выставил не только казахами, но и полными идиотами, выдав кинозрителям окрестности Глода за мифический Казахстан, эти самые жители через адвокатов рассказали об унижениях и нечеловеческих издевательствах, которым они подверглись со стороны «безумного казаха» всего за 15 леев — около 135 рублей. (К примеру, в фильме есть кадры, где Борат едет в телеге, запряженной пятеркой хуторянок). Если бы крестьяне смекнули поторговаться и развести американских гостей на сотку баксов каждому, думаю, они бы не отказались рассказать и показать трудности местного быта более живописно, чем это мог придумать в своей горячечной голове Коэн. А представляете, как пошло бы дело у нас в глубинке...

В связи с тем, что профессиональных актеров в этом суперблокбастере, не считая самого Бората, занято еще полтора человека плюс живой медведь, немудрено, что выстраивается целая очередь из желающих получить свой процент компенсации от боратовского марша: там и американские граждане, невольно задействованные в этой картине, и настоящие казахские активисты, мучимые позором за постсоветскую родину, и другие люди.

И не стоит удивляться, что зрители оценили творчество Коэна, ведь американцы, кроме того, что они создатели порно и демократии, еще и народ, поддерживающий в себе страх Божий. Значит, они могут оценить иронию искривленного зеркала Бората, направленного на них самих. Кстати, кинопроизводители смутились перед этим потрясающе вызывающим фильмом: 20th Century Fox перед запуском картины втрое сократила количество премьерных копий, справедливо рассудив, что для Америки, захваченной выборами и иракской войной, страны, в которой закладывается памятник Мартину Лютеру Кингу, такой разухабисто-неполиткорректный фильм не пойдет. Ан нет, оказалось совсем наоборот. Еще как пошел, что лишний раз доказывает силу внутреннего здоровья их нации. Ее внутреннее достоинство такими штуками не поколеблешь.

А у нас? А у нас в квартире газ. На наших пуританско-аскетичных просторах, пропитанных «стеклорезом», такое гумно не приживается. Как говорит «Алик Г» (Дмитрий Нагиев), русская инкарнация Ali G (того же Коэна), «у нас такое фуфло не пройдет».

В России — другой предмет сатиры, и общество оттого чуток угрюмее. И вроде бы у нас одинаковая с американцами почва для юмора: армия, семья, работа, секс, власть. Но прорастает все из советского огорода: теща на кухне, солдат в казарме, секс в коммуналке. Формально юмор про очереди и дефицит давно сменился «новым русским» юмором — грядочка, хорошо возделанная передачей «Аншлаг» и анекдотами про распальцованных бандитов. Но только недавно появился другой росток, соответствующий спокойной и довольной собой реальности, что-то заколосилось совместными усилиями выпускников КВН, радиодиджеев и «Комеди клаб», который смело движется по пути импровизации. Посмотрим, что покажет команда передачи «Схема смеха», стартовавшая 20 ноября.

Так и должно быть. Возможно, все это синтезирует модную субкультуру, органично связывающую низ и верх, элитарность и демократизм. Оттуда появится и наш «Алик»-перформансист, парень из народа, способный умно воспитывать страну, развлекая ее. Ali G как инструмент нужен всем континентам, он замеряет уровень психологической устойчивости каждого народа-богоносца в большом мире. Но замеряет не степень способности терпеть всякие там скабрезности, сжав зубы, а просто способности не обижаться и быть самодостаточными...

А казахов все-таки зря обидели, они ж как дети.

АЛЕКСАНДР КАРАВАЕВ

Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе