— Что побудило вас принять приглашение стать президентом фестиваля в Сибири?
— Президент фестиваля — это такой предмет, который ставят на выставку. В Иркутске я в четвертый или пятый раз, впервые приехал сюда в начале 1990-х. Поляки часто появляются в этом городе, сейчас — по своей воле, а раньше ссылали.
Эта память осталась. Мой дед родом из Сибири. Откуда точно — он и сам не помнил, потому что еще ребенком пришел пешком, по железной дороге, в Санкт-Петербург. Связи нашей семьи с железными дорогами были сильными — родственники по линии отца строили их. Но я в Иркутск не на поезде приехал, это невероятно долгий путь.
Я смотрю на Сибирь как на очень интересную часть России. Это место, где можно столкнуться совсем с другим менталитетом — более свободным, широким, чем в европейской части страны.
— Фестиваль «Сердце Байкала» посвящен семье. Вы желали бы людям иметь такую семью, как ваша?
— Мне кажется, у меня хорошая семья. И я желаю всем мужчинам найти в жизни такую женщину. Мы с Элизабет сошлись довольно поздно, нам было около 40 лет, а сейчас почти 75.
— Вы много ездите, общаетесь с людьми. Куда мы движемся?
— Я вижу, что течения очень противоречивые. Человечество может и дальше развиваться и легко может уничтожить себя. Раньше мы думали, что нас уничтожит атомная бомба, а сейчас, боюсь, может уничтожить пустота. В огромной части мира люди так неожиданно, быстро, невероятно разбогатели, и кажется, что уже всё разрешено, если мы богаты. Как бы не так. Без жертвоприношения, без идеалов человечество не может существовать.
— На Байкале вы бывали?
— Конечно. Опасное место. Очень холодно, даже летом. Смотреть на Байкал приятно, но купаться в нем невозможно.
— А почувствовали энергетику священного озера?
— Я физик (Занусси изучал физику в Варшавском университете. — «Известия»). Когда слышу слово «энергетика», то думаю: какой прибор вы имеете, чтобы померить энергетику?
— Откуда у вас такой хороший русский язык?
— Только средняя школа — ничего больше. Во всех соцстранах изучали русский.
— Где еще вам не нужен переводчик?
— Я владею английским, французским, немецким, итальянским, испанским.
— В последнее время вы больше занимаетесь театром, нежели кино.
— Это только во время передышки. Сейчас я заканчиваю картину «Инородное тело», совместное производство Польши, Италии, России. Может быть, к Каннскому фестивалю она будет готова. Уже завершены съемки, монтаж. Делаем перезапись.
— О чем фильм?
— Действие происходит в большой международной корпорации. Там есть определенный менталитет, способ мышления, поступки, связанные с этим, и они никак не совмещаются с так называемым традиционным мышлением и христианской моралью. Надеюсь, буду ездить с премьерой по России.
— Кто у вас снялся?
— В главных ролях — итальянские актеры и две польские актрисы. Из русских — Чулпан Хаматова и в маленькой роли Михаил Ефремов: я хотел показать своих знакомых.
— Какие новые российские фильмы произвели на вас впечатление?
— «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, я считаю ее одной из самых интересных картин в России за последние годы. «Бумажный солдат» молодого Германа. «Елена» Звягинцева. Это первое, что приходит в голову.
— На какие темы, по-вашему, сегодня нужно ставить спектакли, снимать кино?
— Я не знаю ответа, это должно возникнуть на уровне подсознания. В искусстве две темы самые важные — любовь и смерть.
— Как вы относитесь к тому, что сейчас непрофессионалы снимают большое кино, выпускают его в прокат, возят на фестивали?
— Я радуюсь, что произошла такая демократизация, и любой человек с сотовым телефоном может снять картину. Пусть снимает. Если люди имеют желание прорваться — прорывайтесь. Конкуренция всегда нужна. Услышал такое высказывание (оно меня поразило), что сырья по всему миру хватает — железа, угля и нефти, а человеческое внимание исчерпалось, его больше не будет. Поэтому без конца появляются проекты, которыми люди пытаются вызвать к себе интерес. В этой конкуренции тоже есть борьба, часто несправедливые решения. Бывают хорошие произведения, которые никто не замечает, и совсем средние, которые проходят, как волна.
— В российском прокате преобладают американские картины. У вас та же проблема?
— Все пожилые люди любят говорить: «Я был прав». На одном из последних заседаний Союза кинематографистов СССР все говорили о свободе творчества, и только я вышел и сказал: «Вам надо позаботиться о прокате, а не о производстве». Коллеги не поверили мне, а у меня, к сожалению, уже был печальный опыт.
Что делать? Во Франции законодательство защищает национальный прокат. И в Польше мы пошли таким путем, у нас все-таки немного лучше обстоят дела с прокатом своего кино, чем в других европейских странах, например, в Германии. Это благодаря закону, который дает льготы для кинозалов, показывающих европейские картины.
Но самое главное, конечно, чтобы были фильмы, которые могут победить американские блокбастеры. Блокбастеры — это массовая поп-культура, которая имеет свою силу, уводит людей от настоящих проблем.
— Вы собирались поставить спектакль в петербургском БДТ, уже нашли пьесу, но передумали.
— Там теперь новая дирекция. Может, и возникнет что-то, но пока не вижу встречного движения. Теперь я эту пьесу ставлю в Москве, в рамках Общенациональной программы «В кругу семьи». Я уже выпустил с ними спектакль «Воспитание Риты» по пьесе английского драматурга Уилли Рассела.
— В этой пьесе хорошая роль —профессор английской словесности — досталась Федору Добронравову, мы увидели его совсем в другом амплуа.
— Я понял, что у него есть желание не развивать комедийную славу, а попасть в другое пространство. Он интересный артист. С радостью с ним работал. В России вообще много хороших актеров. В этом вам везет всегда.
— Расскажите о новом спектакле.
— Мы еще не определились с названием — «37 открыток» или «Открытки из Европы». Как вы думаете, какое лучше?
— По-моему, второе. А что за история?
— Это пьеса американского драматурга Маккивера. После первого акта вы уверены, что смотрите легкую комедию, почти бульвар, а во втором появляется трагическая сторона. В этом глубина пьесы — на первый взгляд развлекает, а потом оказывается, что всё там всерьез.
— Кого из актеров выбрали?
— Будут играть Ирина Медведева, Людмила Артемьева, сын Добронравова Виктор. Много актеров, там два состава. Почти полгода длится кастинг.
— А еще есть идеи, планы?
— Конечно! В кармане несколько идей. Есть предложение снять картину в Италии. И в России — исторический, костюмный фильм. Я всегда хотел снимать такие, но мне только два или три раза удалось это сделать. Уже есть сценарий, действие происходит после первой мировой войны в Харбине, городе, который когда-то был полностью русским. Огромное количество поляков строило там железные дороги. Сейчас это чисто китайский город, ничего от прежнего Харбина не осталось, даже кладбище разрушено. Мне кажется, надо обратить на это внимание. Потому что это предупреждение: если человек не развивает свою землю, придет кто-то другой и сделает это.
— Как этого избежать?
— Если бы у меня был рецепт, я бы, конечно, выставил свою кандидатуру на пост президента Польши или России. Но есть примеры, где, как, кто с чем справился, и есть примеры неудач.
— Что вы сейчас пишете, о чем?
— Готовлю новую книгу. К моему 75-летию в следующем году она выйдет. На польском языке. Потом, может, кто-то переведет. Она о разных стратегиях жизни, не о кино. Я веду такие авторские доклады, меня приглашают, молодежь слушает.
Известия