Завершился фестиваль фильмов о правах человека "Сталкер".
ЛАУРЕАТ ГИЛЬДИИ КИНОРЕЖИССЕРОВ ЭДУАРД ЖОЛНИН.
ФОТО: СВЕТЛАНА ХОХРЯКОВА
В Москве завершился XXIX Фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Еще год назад его президентом был кинорежиссер Вадим Абдрашитов. Когда-то его предшественник и старший коллега Марлен Хуциев сказал, что члены жюри уходят в имена. Теперь они оба ушли, и в их честь вручают награды.
Первый приз имени Вадима Абдрашитова получил самый опытный участник игровой конкурсной программы Юсуп Разыков, представивший «Французского мастера» с Алексеем Гуськовым в роли элитного массажиста. Его клиентки таинственным образом исчезают, а сам он гоняется за призраками прошлого и видит в незнакомой девушке свою первую любовь.
Спецприз имени многолетнего президента «Сталкера» и Гильдии режиссеров Марлена Хуциева вручили фильму «Рыжий» Семена Серзина о талантливом уральском поэте Борисе Рыжем, жизнь которого сложилась трагически, а смерть пришла слишком рано. Награду за cтаршего брата получил актер Евгений Серзин, снявшийся в одной из ролей.
Лучшим игровым фильмом, по мнению жюри, стали «Узлы» Олега Хамокова из Нальчика. Картина, снятая на кабардинском языке, рассказывает о 17-летней девушке, вышедшей замуж за немолодого мужчину. Ему важно всегда быть первым, построить самый большой во всей округе дом. А то, что семейная жизнь постепенно превращается в ад, он не заметил. Олег Хамоков — ученик Александра Сокурова из уже легендарной кабардино-балкарской мастерской, покорившей Каннский и другие фестивали мира.
Среди множества награжденных работ в области документального кино хочется выделить картину «Рудольф Нуреев. Последний танец» Татьяны Маловой, отмеченную дипломом жюри. Она посвящена последней роли выдающегося артиста в балете «Кристофоро» в Будапештском театре оперы и балета. Лечащий врач, понимая, что балет для уже безнадежного пациента — жизнь, посоветовал: «Идите и танцуйте». К тому времени Нуреев уже не мог делать на сцене то, что еще недавно ему легко давалось. Специально для него была написана физически подвластная роль Ангела.
Казалось бы, все уже известно о жизни Нуреева, но таких воспоминаний, пожалуй, не было. Они честные и неожиданные. Венгерские партнеры хорошо помнят прощальный, как оказалось, визит знаменитого коллеги. Одна из балерин, когда-то уехавшая из Венгрии в Нидерланды, рассказывает, что Нуреев был человеком без Родины. Покинув СССР и сделав блистательную карьеру на Западе, он страдал от невозможности встретиться с матерью, своими близкими. А еще он себя не утруждал в партнерстве: балерин выносил за кулисы и тут же передавал с рук на руки, сам никогда не опускал их на сцену. Он бывал суров к партнершам, как вспоминает одна из балерин, танцевавшая Индию, но что-то мог простить, и ему в ответ многое прощалось.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «АНЖЕЛЮС».
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА ФЕСТИВАЛЯ
Дипломом Гильдии кинорежиссеров РФ отмечен «Анжелюс» Эдуарда Жолнина, участвовавший в игровом конкурсе. Это вторая картина режиссера после яркого дебюта «Земун». И тут впору защищать права режиссера, поскольку судьба фильма складывается драматично. Прокатчики в очередь не выстраиваются.
Название фильму дала картина «Анжелюс» французского художника Жан-Франсуа Милле, хранящаяся в Музее Орсе в Париже. На ней изображена пара с младенцем, стоящая в поле. Когда-то на ней был изображен маленький гроб, судя по свидетельствам специалистов. Пара оплакивает свое дитя.
Героиня фильма Таня живет в старинном городке, поет в церковном хоре. Ее отец, почти пушкинский станционный смотритель, встречает и провожает поезда. Мать ушла в монастырь после гибели на чеченской войне 21-летнего сына. Вместе с отцом Таня перечитывает его письма, он описывал свое участие «в мероприятиях по восстановлению конституционного правопорядка на территории Чеченской Республики». Брат периодически ей является, вечно молодой с изувеченным лицом, спрашивает, помнят ли его. Да, помнят родные.
Сценарий Эдуард Жолнин написал в 2021 году. Зимний блок снимал с 8 по 23 февраля 2022-го. Приняли решение ничего в тексте не менять, сохранить первоначальный замысел. Катализаторами истории послужили «Темные аллеи» Бунина, в частности рассказ «Таня», и «Станционный смотритель» Пушкина. Тихие, нежные истории, как скажет сам Эдуард, которые надо было напитать болью. «2–3 шага в сторону — и уже телеканал «Спас».
После показа фильма интересуюсь у режиссера сценами появления погибшего сына и брата. В «Заставе Ильича» Марлена Хуциева есть разговор молодого героя с погибшим отцом, где сын старше своего отца. Сколько Хуциева за эту сцену мучили советские чиновники. Эдуард Жолнин отвечает: «Можно, я правду скажу? Я этот фильм Марлена Хуциева не смотрел. Честно. Уже потом зрители сказали мне об этой сцене. Те, чьи отцы с этой раной возвращались, либо дети, ставшие сиротами. Это поколение имело право на такую высокую ноту. А мы другие, поколение, которое все забывает. Я снимал картину ради одного простого вопроса: а нас-то помнят? Без претензий к кому-либо. Мне сейчас 36 лет. Ребенком в телевизионном формате я застал чеченские события. А в 16 лет устроился охранником в детский лагерь, дежурил ночами с потерянным человеком, вернувшимся со второй чеченской войны. Инвалиды попадались в метро. Это были маркеры времени, которые не сотрешь. Письма, которые читают герои в нашем фильме, реальные».
ОЛЕГ ХАМОКОВ НАГРАЖДЕН ЗА ЛУЧШИЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ.
ФОТО : ИРИНА КРЕТОВА
Снимали «Анжелюс» в Нерехте. Денег не было, и съемочная группа работала бесплатно. Люди взяли отпуска и поехали в Костромскую область. Оператор Сергей Ципис объясняет: «Эдуард для меня как собака-поводырь. Я иду за ним с закрытыми глазами». По сути, вся группа это волонтеры и меценаты фильма. Исполнительница роли Тани Милена Нестерова вспоминает: «Жили все вместе в одном доме, фактически в избушке, с одним душем на всех». «Снимали не в монастыре, а в музее религии. Договаривались с батюшками. Они читали сценарий. Для них мы были еретиками. Но нашелся батюшка, пригласивший нас в свой монастырь», — вспоминает Эдуард Жолнин. Перед тем как снять фильм, он вместе с одним из актеров устроился работать в коровник.
А сегодня фильм есть — и его как будто нет. Редкие фестивальные показы не выход из положения. У Эдуарда есть новый сценарий «Демон» о Михаиле Врубеле. На главную роль планировался Тимофей Трибунцев. Однако питчинг в Фонде кино «Демон» не прошел, значит, и финансирования ждать не приходится. Другой сценарий «Зима на улице Ленина» прошел питчинг в Минкульте и был поставлен в резерв. Это история про дом престарелых. «Всегда хотел сделать фильм про пожилых людей, потому что те трагедии, которые случаются с ними в России, такие незаметные. Там избушка сгорела — минус 20 человек, где-то еще — минус 30 человек, — говорит Эдуард. — Вечные огни. Их очень много. У меня есть идея пойти с Чеховым в «Палату N6». Я знаю, кого надо лечить».