Умер Алексей Герман-старший

Умер великий режиссер.

 Утро его смерти омрачено в Интернете страстями и разборками кино-братии. Их спровоцировало утреннее выступление Германа-младшего, лишь отчасти понятное людям, далеким от взаимоотношений в киношной среде, возбуждающее кровожадно-коммунальное любопытство: «Что? Где? Когда? О ком?» — и не позволившее сегодня утром всем нам сделать паузу: УМЕР ВЕЛИКИЙ РЕЖИССЕР.

Паузу, которой так владел в своем искусстве Алексей Герман-старший.

Алексей Герман-старший.
Фото — Д. Кощеев/РИА Новости.

Паузу…


И вспомнить — с чистого листа. С Моховой, где учился Алексей Герман. С аудитории: как войдете в фойе с колоннами — сразу налево, мемориальная доска: «Здесь преподавал профессор А. А. Музиль». Герман писал о нем в нашем журнале. И очень важные слова этого текста: «Александр Александрович Музиль научил, может быть, самому главному в режиссуре — каким-то залогам нравственности. Мы его на курсе называли Шура. Шура был глубоко, природно нравственным человеком. Удивительно, законченно нравственным человеком. На нашем курсе было одиннадцать евреев. Это стоит оценить, если вспомнить, какое время стояло на дворе. Когда мы выходили на площадку, в зале стоял вой: „Габима!“» Его учил и еще один легендарный — А. И. Кацман (см. № 5, «Человек, упавший в оркестр»).


Уйдя от театра, Герман всегда вспоминал Моховую как счастье, а ей оставил легенду о том, как не ставший театральным режиссером выпускник может стать великим кинорежиссером. Значит, есть какие-то детские «секретики», которые позволяют это сделать…


Пауза.


Почему-то казалось, что его уход будет медленным и торжественным, как уход чего-то огромного, что он будет каким-то философским. Так казалось лично мне, «человеку со стороны», просто зрителю.


Ведь чувство потери огромно. Такое было, когда, например, перестал жить Феллини…


Представить себе нашу общую жизнь без «Проверок на дорогах», «Лапшина», «20 дней без войны» просто невозможно. Как без «Амаркорда», «Андрея Рублева» и «Зеркала». Без всего остального, пожалуй, можно. А без этого — нет.


Список великих, в общем, закрыт. Пауза.

Петербургский театральный журнал

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе