«Турист»: как в России появился жанр «боевика по горячим следам»

Российское кино постепенно выходит из затянувшегося застоя.
Фильм «Турист» 
© кадр из фильма


Отечественный кинематограф начал отходить от освоения госбюджетов в сторону продукции, производимой для зрителя; фильмов, которые можно смотреть, получая от этого удовольствие.


К сожалению, даже советское кино при всех его огромных и несомненных достоинствах, уделяло некоторым жанрам мало внимания – скажем, боевики в СССР почти не производились. Однако индустрия постепенно исправляется. Так, недавно на телеэкраны, а затем в онлайн-кинотеатрах вышел фильм «Турист», посвященный приключениям российских специалистов в Центральной Африке. Это частный проект – фильм, по некоторым данным, был снят при участии компаний, предположительно связанных с петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, который и ранее вкладывался в производство кинопродукции (он же, к примеру, спонсировал съемки фильма «Ржев», посвященного событиям Великой Отечественной).


Фильм «Турист»
© кадр из фильма


«Турист» собрал много отличных отзывов, и был тепло принят зрителями. Одна из характерных черт фильма состояла в том, что он опирался на совсем недавние события, произошедшие в Центральноафриканской республике. Но у «Туриста» в этом смысле был предшественник – снятый, по слухам, при участии того же предпринимателя политический триллер в двух частях «Шугалей».

Фильм посвящен совершенно реальным событиям. Российских социолог Максим Шугалей и его переводчик-араб Самер Суэйфан были захвачены в заложники в Ливии во время работы. В Ливии идет гражданская война, страна разделена надвое между конкурирующими правительствами, но и внутри этих больших коалиций существует множество группировок, от старающихся работать более-менее легальными методами до откровенных бандитов и террористов. Изюминка фильма как раз в том, что обе части «Шугалея» снимались прямо в процессе переговоров о вызволении пленников. Сейчас мы уже знаем, что все кончилось хорошо, и Шугалея с Суэйфаном удалось освободить. Однако на момент, когда снимались фильмы, никто еще не мог знать, не надгробный ли памятник делают.


Фильм «Турист»
© кадр из фильма


Сам по себе фильм вышел несколько неровным. Сыгравший главную роль Кирилл Полухин, ранее снимавшийся во множестве фильмов в ролях второго плана, очень хорош – харизмы и мастерства этому актеру не занимать. Со сценарием и композицией все оказалось не так хорошо – постоянные флэшбэки сбивают восприятие, и здесь авторы явно несколько перемудрили. Однако в остальном это недурная, вполне пригодная к просмотру лента. Причем жанр политического триллера в нашей стране откровенно мало разработан, фильмы можно считать по пальцам, так что «Шугалей» пришел почти что на пустое место. В итоге фильм, показывавшийся один раз на НТВ, посмотрело еще и несколько миллионов человек на YouTube.

Отечественному кинематографу очень не хватает целых жанров и направлений. Да, постепенно выработались некие каноны ностальгических фильмов о достижениях советской эпохи, складывается направление современного кино о Великой Отечественной.  Но, к примеру, прилично выглядящие боевики только начинают появляться. Но практически не существует, например, отечественных политических/шпионских триллеров. И ценность «Шугалея» не столько в его собственных достоинствах и даже не в новаторских приемах. Он фактически переоткрывает жанр. Современная ситуация такова, что снять фильм, не претендующий на шедевральность, но вполне пригодный к просмотру, можно при очень ограниченном бюджете. Вопрос состоит исключительно в том, чтобы этим бюджетом распоряжались разумно. Зритель же готов тратить на отечественное кино время и деньги. И здесь появляются ниши для жанрового кино всех направлений. И то, что родной кинематограф становится интересен бизнесу – даже тем деловым людям, для которых продюсирование кинофильмов – не основной вид деятельности – не может не радовать. От этого выигрывают и индустрия, и зрители.

Автор
Суслова Анна
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе