Отечественный кинематограф начал отходить от освоения госбюджетов в сторону продукции, производимой для зрителя; фильмов, которые можно смотреть, получая от этого удовольствие.
К сожалению, даже советское кино при всех его огромных и несомненных достоинствах, уделяло некоторым жанрам мало внимания – скажем, боевики в СССР почти не производились. Однако индустрия постепенно исправляется. Так, недавно на телеэкраны, а затем в онлайн-кинотеатрах вышел фильм «Турист», посвященный приключениям российских специалистов в Центральной Африке. Это частный проект – фильм, по некоторым данным, был снят при участии компаний, предположительно связанных с петербургским бизнесменом Евгением Пригожиным, который и ранее вкладывался в производство кинопродукции (он же, к примеру, спонсировал съемки фильма «Ржев», посвященного событиям Великой Отечественной).
«Турист» собрал много отличных отзывов, и был тепло принят зрителями. Одна из характерных черт фильма состояла в том, что он опирался на совсем недавние события, произошедшие в Центральноафриканской республике. Но у «Туриста» в этом смысле был предшественник – снятый, по слухам, при участии того же предпринимателя политический триллер в двух частях «Шугалей».
Фильм посвящен совершенно реальным событиям. Российских социолог Максим Шугалей и его переводчик-араб Самер Суэйфан были захвачены в заложники в Ливии во время работы. В Ливии идет гражданская война, страна разделена надвое между конкурирующими правительствами, но и внутри этих больших коалиций существует множество группировок, от старающихся работать более-менее легальными методами до откровенных бандитов и террористов. Изюминка фильма как раз в том, что обе части «Шугалея» снимались прямо в процессе переговоров о вызволении пленников. Сейчас мы уже знаем, что все кончилось хорошо, и Шугалея с Суэйфаном удалось освободить. Однако на момент, когда снимались фильмы, никто еще не мог знать, не надгробный ли памятник делают.
Сам по себе фильм вышел несколько неровным. Сыгравший главную роль Кирилл Полухин, ранее снимавшийся во множестве фильмов в ролях второго плана, очень хорош – харизмы и мастерства этому актеру не занимать. Со сценарием и композицией все оказалось не так хорошо – постоянные флэшбэки сбивают восприятие, и здесь авторы явно несколько перемудрили. Однако в остальном это недурная, вполне пригодная к просмотру лента. Причем жанр политического триллера в нашей стране откровенно мало разработан, фильмы можно считать по пальцам, так что «Шугалей» пришел почти что на пустое место. В итоге фильм, показывавшийся один раз на НТВ, посмотрело еще и несколько миллионов человек на YouTube.
Отечественному кинематографу очень не хватает целых жанров и направлений. Да, постепенно выработались некие каноны ностальгических фильмов о достижениях советской эпохи, складывается направление современного кино о Великой Отечественной. Но, к примеру, прилично выглядящие боевики только начинают появляться. Но практически не существует, например, отечественных политических/шпионских триллеров. И ценность «Шугалея» не столько в его собственных достоинствах и даже не в новаторских приемах. Он фактически переоткрывает жанр. Современная ситуация такова, что снять фильм, не претендующий на шедевральность, но вполне пригодный к просмотру, можно при очень ограниченном бюджете. Вопрос состоит исключительно в том, чтобы этим бюджетом распоряжались разумно. Зритель же готов тратить на отечественное кино время и деньги. И здесь появляются ниши для жанрового кино всех направлений. И то, что родной кинематограф становится интересен бизнесу – даже тем деловым людям, для которых продюсирование кинофильмов – не основной вид деятельности – не может не радовать. От этого выигрывают и индустрия, и зрители.