Третий день «Кинотавра»: Иванушка в «Заложниках» у «Нелюбви»

Наш корреспондент продолжает рассказывать о самых интересных фильмах, показанных на крупнейшем российском кинофестивале [видео].
Фильм Резо Гигинеишвили «Заложники», когда выйдет в прокат (это будет 21 сентября), наделает много шуму
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН


В третий конкурсный день публике показали фильм «Голова. Два уха», снятый режиссером Виталием Суслиным. Примечательна она в первую очередь героем: 25-летним крестьянином-скотником Иваном Сергеевичем Лашиным, сыгравшим самого себя (сценарий основан на истории, случившейся с Иваном Сергеевичем в реальности). Однажды в деревню, где он живет, приезжает человек из города, спрашивает «Паспорт есть?» и, получив утвердительный ответ, с ходу предлагает стать его охранником. Иван Сергеевич, который в жизни ничего, кроме деревни, не видел, и которому до смерти надоело задавать корм коровам, сломя голову несется собирать вещи. Конечно, он не понимает того, что с ходу просечет любой зритель: что слово «паспорт» здесь ключевое, что мошенники намерены набрать с помощью этого крестьянина кредитов и сбежать. После того, как неизбежное происходит, он оказывается один, без денег, в большом городе (Воронеже, но это не принципиально), с трудом понимая законы, по которым он функционирует.

Низенький, щупленький и при этом очень серьезный Иван Сергеевич похож на ребенка, причем на ребенка, скажем так, очень не от мира сего. Конечно, невозможно не усмотреть параллели со сказочным Иванушкой-дурачком, а еще с Алисой в стране чудес (название отсылает к одной из песен Высоцкого, входящих в цикл песен для «Алисы»). Забыть его лицо и взгляд очень трудно. Да, это живой, трогательный, серьезный и вовсе не умственно отсталый человек. Если задача режиссера состояла в том, чтобы заставить зрителя полюбить его и встать на его место, она выполнена на первых десяти минутах. Но увы – фильм, который мог бы оказаться потрясающей трагикомедией, оказывается слишком подробным, слишком затянутым; в нем есть прелестные детали, есть очень смешные виньетки, но прыгнуть на высоту, которую от него после этих десяти минут ждешь, Суслин не может. К тому же (и это самое обидное) он обрывает фильм, оставляя его без «третьего акта» - то есть рассказа о том, как Иван Сергеевич все-таки выпутался из своей беды.


Если «Голова. Два уха», скорее всего, останется незамеченным широкой общественностью, то фильм Резо Гигинеишвили «Заложники», когда выйдет в прокат (это будет 21 сентября), наделает много шуму. Он тоже основан на реальных – и бесконечно более жутких - событиях. В ноябре 1983 года несколько молодых грузин – представители «золотой молодежи» - совершили попытку угона самолета, следовавшего из Тбилиси в Батуми: они хотели, чтобы самолет приземлился не в Аджарии, а в соседней Турции. Думали, что все пройдет спокойно. Прошло во всех смыслах чудовищно. Недавно, после премьеры «Заложников» на Берлинском кинофестивале, «КП» вспомнила трагедию с угоном и описала ее в подробностях.

Резо Гигинеишвили, автор легких комедий «Жара» и «Любовь с акцентом», работал над картиной семь лет, изучив все доступные материалы и поговорив со многими свидетелями. Если в России о трагедии все давно забыли, в Грузии все помнят; причем вспоминают не только самолет, но и тот факт, что пойманных и расстрелянных по приговору суда угонщиков закопали в чистом поле (никто, включая их родителей, до сих пор не знает, где). Этот финальный, средневековый по жестокости и драматичности аккорд – отобрать у преступников даже право на могилу, а у их близких право на эту могилу прийти, - поражает не меньше, чем сам захват.

Главная загадка сюжета: ЗАЧЕМ молодым людям, у которых было все, понадобилось бежать за границу? Резо дает единственный ответ, который приходит на ум: за свободой. «Заложники» начинаются со сцены, где молодые люди вечером купаются на батумском пляже. Все совершенно безмятежно, пока не приходят сотрудники погранвойск и не требуют немедленно покинуть пляж. У молодых зрителей это не уложится в голове, но в советское время с аджарских пляжей действительно с наступлением темноты прогоняли отдыхающих: боялись, что под покровом ночи они вплавь доберутся до Турции. Я был в Аджарии ребенком в середине 80-х, и помню, что взрослые говорили об этом с иронией. Им даже не приходило в голову, насколько это унизительно для человеческого достоинства. А молодым героям «Заложников» пришло.

Гигинеишвили ни в коей степени не делает из них героических борцов с системой: они преступники и убийцы. Но он пытается как минимум их понять. Главная проблема фильма в том, что в центр Гигинеишвили (видимо, по инерции коммерческого режиссера) ставит ангельскую пару новобрачных, оказавшихся в числе угонщиков как бы по детской шалости и глупости. Их играют прекрасные собою Тинатин Далакишвили («Звезда» Анны Меликян, «Любовь с акцентом» того же Гигинеишвили) и Иракли Квирикадзе (дебютант, тезка известного сценариста и режиссера). Во время захвата самолета они никого не убивают – только сидят, вжавшись в кресла, и с ужасом смотрят на происходящее. И они со страшной силой оттягивают внимание ото всех остальных угонщиков, которые не могут похвастаться ни пленительной внешностью, ни романтическими историями. Впрочем, все это не смертельно: «Заложники» - одновременно хорошая драма и хороший триллер, с отличной работой Влада Опельянца, с музыкой классика Гии Канчели, со множеством отличных актерских работ (упомянем Мераба Нинидзе, Марию Шалаеву, Надежду Михалкову).

Одним из самых обсуждаемых фильмов на «Кинотавре» стала «Нелюбовь» Андрея Звягинцева. Она уже больше недели идет в широком прокате, но ее показали в Зимнем театре (естественно, вне конкурса, в рамках «Специального события») – и зал был набит битком. Продюсер «Нелюбви» Александр Роднянский (он же по совместительству президент «Кинотавра» и Звягинцев представили фильм лично, и их встречали как кинозвезд.

Роднянский вскоре после этого дал мастер-класс под названием «Канн-Кинотавр транзит», где рассказывал о крупнейшем мировом кинофестивале и сравнивал его со своим. Отклонившись от основной темы, вспомнил и Звягинцева: «Нас с Андреем Петровичем всегда упрекают в том, что мы намеренно делаем депрессивное чернушное кино, чтобы понравиться фестивальным отборщикам, мечтающим увидеть что-нибудь плохое о России. Но я вам скажу: на мировых фестивалях вы с трудом найдете фильмы, говорящие что-то хорошее о жизни. Фильмы из Ирана, Америки, Франции, Германии и других стран – об обстоятельствах жизни современного человека, как правило, обстоятельствах волнующих и тревожных. Смысл не в том, чтобы порадовать зрителя и успокоить его хеппи-эндом. Смысл в том, чтобы он задумался о своей жизни и не допустил в ней того, что увидел на экране».


Нелюбовь - трейлер. Новый фильм Андрея Звягинцева ("Елена", "Левиафан") - участник конкурса Каннского фестиваля 2017


Между тем завершился параллельный конкурс короткометражных фильмов, который называется, соответственно, «Короткий метр». Его замечательный куратор Ирина Любарская была вынуждена отсмотреть 449 присланных ей со всех концов России и ближнего зарубежья короткометражек (а это, между прочим, 117 часов чистого экранного времени). И шлака среди этих 449 работ было невероятно много. Как известно, сегодня любой может снять кино хоть на фотоаппарат, хоть на смартфон – в трагичности сложившейся ситуации Ирина, похоже, убедилась лично.

Но среди тех 28 картин, которые она отобрала, есть много симпатичных работ. Скажем, «Пассажир» Егора Абраменко по сценарию Романа Волобуева («Блокбастер») – история про космонавта-героя, вернувшегося с орбиты и ставшего алкоголиком в связи со странным случаем в космосе. Или «Боги нефти» Леонида Рыбакова с Тимофеем Трибунцевым в роли смекалистого крестьянина, догадавшегося воровать нефть из трубы и продавать ее КАМАЗами, чтобы обустроить деревню. Или, например, прелестная черная комедия «Время жить, время умирать» Михаила Полякова - Гоша Куценко и Любовь Толкалина играют как бы самих себя, снимающихся в идиотской исторической мелодраме в ролях брата и сестры, пришедших проститься с умирающей матерью; проблема в том, что лежащая в постели старушка-актриса и впрямь помирает, а съемки надо завершать любой ценой.

Главный же приз завоевала изумительная 12-минутная картина «Лалай-балалай» Руслана Братова – о четверых друзьях, пустившихся ночью в пьяный загул и решивших покататься на карусели в парке культуры и отдыха. Этот фильм выглядит как эпизод «Мальчишника в Вегасе» - причем не реального, а идеального, прямо-таки небесного «Мальчишника в Вегасе».

Автор
ДЕНИС КОРСАКОВtrue_kpru, колумнист, специальный корреспондент отдела культуры и светской хроники
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе