«Таких фильмов больше не делают»

Премьера фильма «Трудно быть богом» на VIII Римском кинофестивале

В среду, 13 ноября, на VIII Римском кинофестивале состоится премьера фильма «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего. 

Съемки картины шли с 1999 года, а заканчивать ее после смерти Германа пришлось вдове Светлане Кармалите и Алексею Герману-младшему. Им и вручат посмертную награду, присужденную фестивалем Герману.

Фотография: kinopoisk.ru

Последний фильм Алексея Германа — экранизация повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» — будет показан в рамках VIII Римского международного кинофестиваля. Мировая премьера картины пройдет вечером в среду, 13 ноября. На этом же смотре Герману, который скончался 21 февраля 2013 года на 75-м году жизни, будет присуждена «Золотая Капитолийская волчица» — специальный приз за вклад в киноискусство.

Представлять «Трудно быть богом» будут соавтор сценария, вдова Алексея Германа Светлана Кармалита и его сын Алексей Герман-младший. В Рим приехал и исполнитель роли дона Руматы Эсторского — Леонид Ярмольник. Перед показом им будет вручена посмертная награда, которой Римский кинофестиваль наградил Германа. На премьере будет присутствовать министр культуры РФ Владимир Мединский.

«С творчеством Германа мы поняли, что такое смелость, храбрость, переосмысление каждый раз своего творчества», — сказал в октябре худрук фестиваля Марко Мюллер, анонсируя премьеру картины на киносмотре в Риме. «Смелость формы и форма смелости» в лентах Германа стали и темами «круглого стола», который пройдет в рамках форума.

«Трудно быть богом» мог появиться почти сорок лет назад:

в 1968 году Герману одобрили заявку на «Ленфильме» и он собирался приступить к съемкам по сценарию, написанному им вместе со Стругацкими.

Но августовские события в Чехословакии сделали книгу — и фильм по ней — слишком актуальными для СССР, а значит, невозможными.

В следующий раз Герман попытал счастья с «Трудно быть богом» уже в конце 1980-х, когда «добро» на экранизацию получил немецкий режиссер и продюсер Петер Фляйшман. И вновь неудача — по признанию режиссера, из-за полной свободы слова: иносказания, которыми богаты произведения Стругацких, в таких условиях в лоб не работали. Фильм же Фляйшмана, главную роль в котором сыграл поляк Эдвард Жентара, был снят и даже вышел в 1989 году в прокат, но оказался на редкость неудачным.

Герман вернулся к работе над картиной только через десять лет. Натурные съемки начались в 1999 году и проходили в Чехии, павильонные эпизоды снимали в Петербурге. В августе 2006-го все было снято, а еще через два года Герман завершил работу и над монтажом.

Фильм планировалось выпустить под названием «Хроники Арканарской резни, или Что сказал табачник с Табачной улицы».

Срок премьеры неоднократно переносился, в том числе и из-за серьезных проблем со здоровьем режиссера. После смерти Германа картину завершали его сын и вдова. По словам Алексея Германа-младшего, работа эта свелась к частичной перезаписи звука и устранению технического брака. «Картинка делалась так, как хотел сам отец, так, как он сам бы непременно сделал. Соответственно, это и есть картина Алексея Юрьевича Германа, а не картина другого Германа», — сказал Герман-младший в интервью порталу Colta.Ru.

Лента, поставившая точку в фильмографии Алексея Германа, еще во время съемок была провозглашена opus magnum режиссера. После 1968 года он снял ленты, с которыми его имя ассоциируется у любого киномана: «Проверку на дорогах», которая пролежала на полке пятнадцать лет; «Двадцать дней без войны» по повести Константина Симонова, «Мой друг Иван Лапшин» и показанную в конкурсе Каннского кинофестиваля картину «Хрусталев, машину!». После нее Герман и вернулся к «Трудно быть богом».

То, что премьера фильма, который хотели видеть и в Каннах, и на венецианской Мостре, состоится на Римском фестивале, неслучайно.

Киносмотром в столице Италии руководит Марко Мюллер, бывший директором фестивалей в Роттердаме и Локарно, открывающих новые имена, и более консервативного Венецианского, который он перекраивал под новые веяния. Российское кино всегда входило в сферу интересов Мюллера: при нем на 63-м фестивале состоялась ретроспектива «Тайная история русского кино», он привечал Александра Сокурова и даже был одним из продюсеров его фильма «Солнце». Показать последний фильм Алексея Германа-старшего и почтить наградой память режиссера, который оставался непонятым на европейских фестивалях, — принципиальный жест для Мюллера, одного из главных в западном киномире почитателей ушедшего в этом году русского кинематографиста.

«Таких фильмов больше не делают. И вряд ли сделают когда-нибудь в будущем. Это пик развития антииндустриального кино,

— заявил Алексей Герман-младший агентству ИТАР-ТАСС. — Этот фильм — вызов устоявшейся системе киноиндустрии в мире, представлению о том, какое может быть кино. Вызов упрощенному пониманию мира».

Одним из первых зрителей окончательного варианта стал итальянский писатель Умберто Эко. Он посвятил фильму небольшое эссе, в котором сравнил «Трудно быть богом» с полотнами Босха.

«Как только вы попадаете в это Босхово полотно, остается брести по закоулкам, даже по таким, которых на настоящем полотне-то и не видно. Вы бредете под гипнозом ужаса», — сказано в эссе Эко, перевод которого был опубликован в «Новой газете».

«Но я представляю себе, как это должны были воспринимать те люди, кому фильм предназначался, — в брежневские времена, еще советские и недалеко ушедшие от сталинских. Именно в той обстановке фильм становился аллегорией чего-то, что от нас, конечно, ускользает», — написал Умберто Эко и заключил, что «в сравнении с Германом фильмы Квентина Тарантино — это Уолт Дисней».

Макс Степанов, Владимир Лященко, Татьяна Сохарева

Газета.Ru

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе