Стук копыт коня изображают с помощью кокоса: Как рисуют лучшие российские мультфильмы

Наш корреспондент побывал на питерской студии анимационного кино «Мельница», где делаются самые популярные отечественные мультфильмы.
Кадр из фильма "Три богатыря и Пуп Земли"


Новый год на студии «Мельница» встречают довольно весело. В прошлом году, например, в холл первого этажа здания на питерском проспекте Большевиков притащили огромного быка - правда, не настоящего, а механического, но очень бойкого. Аниматорам предлагали удержаться на чудовище верхом, пока оно крутилось и брыкалось. Вокруг были разбросаны охапки сена. Все получили массу удовольствия.


Но вообще не сказать, что в «Мельнице» царит атмосфера мультика. На трех этажах здания, которое занимает студия, люди просто сидят за компьютерами и сосредоточенно работают, словно в каком-нибудь офисе банка. Разница, конечно, в том, что этажи офиса выкрашены в зеленый, малиновый и синий цвета. И в том, что люди работают с картинками. Кто-то рисует, кто-то двигает эти рисунки на мониторе, - так создаются самые популярные отечественные анимационные фильмы последних 20 лет, истории про Трех богатырей и про Ивана Царевича. А еще, например, сериалы про Барбоскиных и Лунтика.


Вот в этой студии звукозаписи и озвучивают приключения Ивана Царевича и Трех богатырей
Фото: Денис КОРСАКОВ


В этом году, кстати, у студии юбилей - четверть века назад вышел первый большой анимационный проект «Мельницы», «Приключения в Изумрудном городе». Отметят 25-летие выпуском очередного полнометражного фильма - «Три богатыря и Пуп Земли». Журналистам, которым провели экскурсию по «Мельнице», не стали и объяснить, Пуп Земли - это место или живое существо. Скорее второе, хотя это сложный философский вопрос - придется посмотреть картину, чтобы на него ответить.

Кстати, впереди у «Мельницы» - сериал про богатырей, а еще как минимум два полнометражных фильма - «Три Богатыря. Конец времен» и «Три Богатыря. Город планеты». «Мы уже и готовы были завершить эти истории и перейти на что-то другое, но зрители хотят дальше и дальше», - говорит руководитель студии Александр Боярский.


Прежде чем стать яркими и разноцветными, богатыри и царевичи выглядят контурами на планшете
Фото: Денис КОРСАКОВ



«НЕЛЬЗЯ, ЧТОБЫ НА ЭКРАНЕ СТРАДАЛИ ДЕТИ»

Самый интересный отдел «Мельницы» - отдел звукового оформления. На полу там несколько углублений, заполненных песком, камнями, стружкой, щебнем… Если пройтись по ним, будут звук шагов по разным поверхностям - траве, земле, булыжникам. Стук копыт коня Юлия изображают с помощью двух половинок кокосового ореха - их берут в руки и цокают ими по соответствующим углублениям. Есть в этой студии и моток магнитофонной ленты - с его помощью изображают шум травы. (А шум листвы делают с помощью пленки, извлеченной из старой кассеты VHS). Там же установлена и раковина с краном, откуда течет обыкновенная водопроводная вода, - ее звук на экране превращается в речки и ручьи.

Неподалеку есть студия, в которой записывают свои реплики актеры, - туда приезжали Сергей Маковецкий, Дмитрий Нагиев, Никита Ефремов, Федор Бондарчук, Гоша Куценко и прочие звезды, озвучивающие богатырей, зверей и царевичей. В идеале сначала актеры должны записать свои реплики, а потом рисованные персонажи - открывать рты в точном соответствии с ними. (Это вообще очень важная вещь: губы людей двигаются совсем по-разному, когда они произносят тот или иной звук, и анимационные персонажи тоже по-разному произносят «о» и «и». Правила артикуляции, положение губ и зубов при произнесении разных звуков, аниматоры знают наизусть). Но иногда продюсер Александр Боярский сам делает черновую озвучку, с выражением зачитывая реплики за героев мультфильма, а Маковецкий или Нагиев потом повторяют все это своими голосами. Звук потом подгоняют с точностью до кадра.


Некоторые кадры аниматоры рисуют по старинке, от руки. Потом их все равно обрабатывают на компьютере
Фото: Денис КОРСАКОВ


Ну, а с «картинками» в анимации все гораздо сложнее. Начало процесса можно описать так. Сперва продюсеры «Мельницы» во главе с Александром Боярским придумывают общую идею мультфильма. (Некоторые приемы считаются «грязными»: например, нельзя, чтобы на экране страдали дети. Поэтому сюжета, в котором герои спасают ребенка, в «Богатырях» никогда не будет). Идея обсуждается с сооснователем «Мельницы», продюсером Сергеем Сельяновым, главой студии СТВ, которая выпускает «Богатырей» и «Ивана Царевича». Потом пишется сценарий. Потом художник-постановщик делает эскизы, придумывает образ, говорит: «Вижу этого персонажа толстым, лысым, в очках и с клыками». Свой эскиз он отдает художникам-лэйаутистам, и они начинают «щупать» персонажа со всех сторон. Например, выясняется, что на эскизе художника клыки получились слишком большими - герой не сможет с такими закрыть рот; соответственно, клыки уменьшаются. Разумеется, на всех этапах в процессе принимает активное участие режиссер, который может спорить с художником, - например, видеть персонажа не лысым, а волосатым.

После лэйаутистов персонажи проходят, с точки зрения постороннего человека, через несколько кругов ада. Из объяснений сотрудников «Мельницы» можно прежде всего понять, что создавать движущиеся картинки - это очень тяжело. Звучат слова «заливка», «параллакс», «моделлер», «риггер», «текстуровщик»… Работа над одним полнометражным мультфильмом занимает в среднем полтора года.

И это окупается в том числе чисто в финансовом смысле: картины про богатырей регулярно выходят под Новый год и собирают в прокате огромные деньги.


Сладкая жизнь студии "Мельница": в коридорах всегда можно разжиться (ну, или поделиться) конфетой
Фото: Денис КОРСАКОВ



«ТРЕХ БОГАТЫРЕЙ» ПРИДУМАЛ СЕМНАДЦАТИЛЕТНИЙ ШКОЛЬНИК

Первым полнометражным фильмом «Мельницы» стал «Карлик Нос» - экранизация сказок Вильгельма Гауфа, вышедшая 20 лет назад. Продюсер Александр Боярский рассказывал, что поначалу дела у студии шли напряженно. «А потом появился текст на нескольких страничках, который назывался «Алеша Попович и Тугарин змей». Нам прислал его по почте тогда еще семнадцатилетний Максим Свешников. Как выяснилось, он написал его чуть ли не за ночь». Сергей Сельянов продолжает: «Боярский мне позвонил и говорит: «Тут какой-то парень прислал письмо: «Пишу сценарии мультфильмов на заказ». Что ему ответить?» Я сказал: «Пусть пришлет образцы работ». Он прислал страниц двадцать, без диалогов. Но там было настроение, которое нас зацепило. Причем, Свешников написал, что он студент. Потом оказалось, что соврал. И сценариев до этого он тоже никогда не писал. Когда мы потребовали образцы его работ, он за ночь написал те двадцать страниц, чтобы что-то предъявить. Ему так хотелось работать, что он еще и лет себе прибавил, он еще и студентом не был – написал просто для солидности. Дальше мы все навалились - и получился сценарий «Алеши Поповича», который Костя Бронзит прекрасно реализовал».

«Тугарин Змей», как и следующий полнометражный фильм «Мельницы», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» не окупились в прокате, хотя собрали для той поры весьма неплохую кассу, которую не мог продемонстрировать ни один российский мультфильм . Зрителю понадобилось время, чтобы привыкнуть к богатырям. И уже на третьем фильме, «Илья Муромец и Соловей-разбойник», народ активно пошел в кинотеатры: касса «Муромца» покрыла убытки от предыдущих картин.

Сельянов хотел, чтобы студия работала «как доменная печь, которую нельзя остановить», чтобы, создавая один проект, авторы уже думали о другом. Так и получилось. В 2010-х к «Богатырям» присоединился «Иван Царевич», который тоже пользовался большим успехом. А про Лунтика, например, в следующем году выйдет полнометражный фильм, который будет начинаться с самого начала - с падения героя с Луны. Как будто и не было предыдущих 564 серий приключений Лунтика.

Сельянов рассказывает: «Вместе с Антоном Златопольским, с которым мы производили «Лунтика», мы еще в самом начале пути сформулировали задачу – чтобы те дети, которые смотрели «Лунтика» и выросли с ним, потом родили своих детей и включили бы им «Лунтика». Это программа была рассчитана примерно на 20 лет. Сейчас «Лунтику» 17, но я уверен, что наша задача уже решена… Еще в 2019 году вопрос о выходе «Лунтика» на китайский рынок в хорошее время, на хороших условиях был решен на самом высоком уровне. Вообще, в Китае запрещено показывать зарубежные мультфильмы до 10 вечера. А вот когда дети ложатся спать, по телевизору идет всякая зарубежная анимационная продукция, которую никто не видит. «Лунтик» стал уникальным исключением».

«Лунтик. Возвращение домой» станет третьим полнометражным фильмом режиссера Константина Бронзита, живой легенды «Мельницы», дважды номинанта на «Оскара» и лауреата бесчисленного количества других призов за свои короткометражки. Кстати, именно Бронзит был режиссером «Алеши Поповича и Тугарина Змея», первого мультфильма богатырской франшизы. Он говорит: «Сам процесс работы никогда не вызывал у меня никакого удовольствия. Это пытка. Творчество в кино занимает 20 процентов. Остальные 80 – это рутина производства. Творчество – это те короткие моменты, когда ты наедине с собой что-то придумываешь для своего фильма. А потом ты приходишь на студию и пытаешься все, что придумал, как-то реализовать с минимальными потерями. Потому что кино – искусство коллективное, и это всегда ряд компромиссов. Поэтому я всегда завидовал композиторам и писателям – результат их творчества зависит только от них самих. А кино при реализации замысла опирается на компетенции десятков работников в очень разных областях, и тут неизбежны потери. И это всегда травма, шрамы на сердце. И мое сердце испещрено такими микротравмами. Не получается сделать идеальное кино. И в «Алеше Поповиче» компромиссов в сотни раз больше, чем, например, в «Мы не можем жить без космоса», 15-минутной короткометражке, над которой я страдал 4 с половиной года. А полнометражный «Алеша Попович» был сделан за год. Но работалось на «Поповиче» с невероятным куражом. Это был для меня неожиданный профессиональный вызов, и я за него ухватился, потому что раньше никогда такого не делал. Нам всем было интересно развернуть широкое пространство для подвигов, для любви и для юмора. В следующем году «Алеше Поповичу» исполнится 20 лет – надо бы отметить. Ведь это эпохальная вещь, которая открыла дорогу всему, что случилось дальше. В России практически нет человека, который не видел бы этого фильма. И на «Кинопоиске» у него до сих пор самый высокий рейтинг».

Автор
Денис КОРСАКОВ колумнист, специальный корреспондент отдела культуры и спорта
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе