Среди ее героев — два справедливых цыпленка, Буренка из Масленкино и даже Фея Луны

В кинематографической «копилке» редактора и сценариста, члена Международной ассоциации мультипликационного кино Наталии Абрамовой, для которой этот год юбилейный, более двухсот фильмов, поставленных на киностудиях СССР, и прежде всего, конечно, на «Союзмультфильме».

19.jpg
  ...Разговариваем с Наталией Николаевной по телефону. Вот она называет одно имя, это имя логично вытягивает другое, другое − третье... Незаметно все имена и связанные с ними художественные образы собираются в большой пестрый клубок. Периодически доносится рассерженный лай. «Вы слышите, да?.. Нет, ну что это за собака?! − Наталия Николаевна взывает к совести своего Чука, но тут же с сочувствием его оправдывает: − Боится, спрятался под кровать − с крыши счищают снег». «Большой пес» затихает на минуту, и... В минувшие апрельские выходные на Москву обрушился снегопад...

Привязанность к четвероногим у Абрамовой с раннего довоенного детства. «Утром просыпаюсь, а вокруг меня на одеяле пушистые комочки…» − рассказывает она. Это ее Надин, Надежда Михайловна, вдова Евгения Багратионовича Вахтангова, открыв дверь на черную лестницу, опять впустила в детскую кошек...

Детская − «под крылом» семьи Вахтанговых, в арбатском доме, где от рождения, по словам Абрамовой, знакома буквально каждая половица, где за перегородкой кухни костюмы первой «Турандот», а в кабинете Вахтангова на маленькой тахте спит его родная сестра Нина Багратионовна − тишайшая и нежная, с потрясающими изумрудными глазами.

…Война. В ночь на 24 июля 1941-го бомба попадает в Театр Вахтангова. 14 октября − срочная эвакуация. В Омск.

− Надин забрала всех нас с собой: меня с плюшевой обезьянкой Фокой, маму, ученика Вахтангова, актера Владимира Балихина, которого я, без преувеличения, любила больше всех на свете, сына Сережу и его жену Лелю. В Омске нас поселили в деревенском доме, в одной комнате, перегороженной занавеской.

В свободное от спектаклей время вахтанговцы отправлялись на барахолку. Предлагали вещи − туфли, платья, кто что, в обмен на еду. Для меня все актеры были тогда дяди и тети. Тетя Целюся Мансурова, первая Турандот, выносила простыни. Дядя Андрюша Абрикосов раскладывал гуталин и гвозди... Мы с Надин торговали порезанной на кусочки селедкой − иногда ее давали по карточкам. А еще у нас имелись всевозможные пуговицы − мы их безжалостно срезали со своей одежды. Больше нечего было предлагать.

В 1942 году в Омске родился внук Вахтангова. Любимый на всю жизнь Женька. Евгений Сергеевич Вахтангов — известный живописец, педагог, академик РАХ. Он ушел в 2018-м.

Чтобы я легче засыпала, у Надин было свое средство − маленький кусочек черного сухарика.

…Они вернутся в Москву 12 сентября 1943-го. В дом для вахтанговских артистов в Большом Левшинском переулке.

− Не попав в МГУ на математический и год проболтавшись без дела с любимейшей из любимых подругой Машей Журавлевой, − продолжает Абрамова, − я вдруг прошла по конкурсу в Литературный институт. Откуда меня катапультировали во ВГИК. И там − о, счастье! − сразу просмотры: Чарли Чаплин, Рене Клер, Макс Линдер… Великие педагоги: Туркин, Габрилович, Комаров, Иосиф Львович Долинский, Гинзбург... И спасибо Илье Вениаминовичу Вайсфельду, который определил мультипликацию как Род поэзии.

Окончив ВГИК в 1960 году, поступила на «Союзмультфильм». Как не раз говаривал, посмеиваясь, мой муж Зарем Сергеевич Чернов, физик, электронщик, «пошла по легкому пути».

...Первый фильм Абрамовой как редактору достался кукольный для малышей − «Петя-Петушок» Анатолия Голышева (текст песенок Людмилы Зубковой). Затем, вплоть до 1969-го, в ее работу вклинивались фильмы для взрослой аудитории («Прочти и катай в Париж и Китай» Теодора Бунимовича и Анатолия Карановича, «Секрет воспитания» и «Заокеанский репортер» Григория Ломидзе, «Про козла» Иосифа Боярского и Вадима Курчевского, «Случай с художником» Григория Козлова)...

Какие из фильмов с участием Абрамовой − в основном это классика отечественной анимации − для нее самые-самые?

 

− Да все они самые-самые, любимые по-своему. Самое страшное − кого-то не назвать. «Левша» Ивана Петровича Иванова-Вано, где звучит неповторимый голос Дмитрия Николаевича Журавлева. Фильмы одного из самых близких мне режиссеров Романа Качанова: «Потерялась внучка» по сценарию Анатолия Митяева, шедевр Жанны Витензон − «Варежка» (изумительный мультипликат Маечки Бузиновой), «Крокодил Гена» Эдика Успенского. Все фильмы Геннадия Цыферова, где он почти всегда в паре с поэтом Генрихом Сапгиром. «Паровозик из Ромашкова» и «Козленок, который считал до десяти» Владимира Дегтярева. «Самый большой друг» Петра Носова. «Клубок» и «Не в шляпе счастье» Николая Серебрякова по стихам Овсея Дриза. «Балерина на корабле» добрейшего из добрых Льва Константиновича Атаманова, сценарий чудесной Розочки Хуснутдиновой. Цикл «38 попугаев» Гриши Остера и Ивана Уфимцева. У Михаила Каменецкого − «Самый маленький гном» и «Волк и Теленок» по сценариям Михаила Липскерова. «Волшебное кольцо» Леонида Носырева и Веры Кудрявцевой, по мотивам рассказа Юрия Коваля − «Белозубка» Паши и Полины Носыревых.

И конечно же, все фильмы нашего Лёлика, Леонида Ароновича Шварцмана, отца Чебурашки и многих-многих других персонажей!

Наш старый «Союзмультфильм» и его классические фильмы − счастье моей молодости и многих лет работы. Старинный арбатский спасопесковский период − это Оазис в России. Семья, дружество, братство, товарищество... Верность призванию.

В одночасье варварским образом арбатских друзей − режиссеров, художников и мастеров кукол − выгнали с поленовского дворика. И поместили на Каляевской. Это мрачное сырое помещение стали именовать «Арбат». А ведь кукольники занимались в монастырских стенах благими трудами!

Работа редактора анимационного кино, можно сказать, не видна невооруженным глазом. Он своеобразный иммунитет для режиссера, художника, композитора. Это и авторская заявка, и варианты сценария, и художественный совет, на котором представляет автора, и производственная часть, съемка, просмотр, монтаж... Если высказываешь кому-то свои соображения, то не прилюдно − обычно в темном зрительном зале. На художественный совет проект выносишь тогда, когда идешь в унисон со всей творческой группой. Разговор редактора с автором о замысле − глубоко интимный, тайный процесс. Это самое интересное для меня.

Готова была бы говорить о каждом редакторе нашего сценарного отдела. Но за это дело взялись прекрасные киноведы Сергей Капков и Георгий Бородин.

 

Среди писателей, с которыми Абрамовой, по ее словам, посчастливилось работать, − Эмма Мошковская, Татьяна Макарова-Алигер. И конечно, Николай Эрдман. «Даже ходила к нему домой, когда по его сценарию − целиком в стихах! − Иванов-Вано и Владимир Данилевич ставили сказку «Поди туда − не знаю куда...». И «прекрасная сказочница Наталья Корнельевна Абрамцева». Ее сценарии в основе трогательной пантомимы «Осенняя встреча» Владимира Данилевича и Екатерины Михайловой на музыку Евгения Ботярова и новогодней «Ночной сказки», которую разыграла Мария Степанова с композитором Вадимом Бузенковым.

А сотрудничество Абрамовой с Юрием Норштейном, Франческой Ярбусовой, Ларисой Зеневич, Александром Жуковским, Татьяной Усвайской, Игорем Скидан-Босиным, Максимом Граником, Михаилом Мееровичем? Она редактор фильмов «Лиса и Заяц», «Цапля и Журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок» и соавтор сценария «Дедушкин валенок» режиссера Октябрины Потаповой.

Увлечение Абрамовой литературой, музыкой − из детства. «Дедушка, Сергей Семенович Абрамов, окончивший до революции Московское Императорское коммерческое училище, − страстный коллекционер передвижников. Рано ушедшая из жизни бабушка, Анна Викторовна, − концертмейстер Большого театра. Мама, Екатерина Абрамова, балерина Большого театра, была удивительной рассказчицей, хорошо пела и аккомпанировала на фортепиано...»

Как сценарист Абрамова дебютировала на «Киевнаучфильме» сказкой «Соломенный бычок». Вторую, мюзикл для детей «Буренка из Масленкино», снял Анатолий Аляшев на Свердловском телевидении. «Ниточка и Котенок» Валентины Костылевой, «Никчемучка» и «Два справедливых цыпленка» Леонида Зарубина − снова «Киевнаучфильм». «Понарошку» и «Снегурята» Александра Полушкина − «Куйбышевтелефильм».

Первый фильм на «Союзмультфильме» по сценарию Абрамовой − «Бездомные домовые» − поставил Станислав Соколов. В альманахе «Веселая карусель» вышел сюжет «Под елкой» (1986) Александра Давыдова и Алексея Котеночкина.

− Вместе с Галей Шакицкой написали сценарий «Ночь на Лысой горе» − фантазию на тему симфонической картины Мусоргского. Великая виолончелистка Наталия Гутман показывала студентам консерватории этот фильм как пример органического воплощения музыкальных и изобразительных образов. Потом вышла «Полынная сказка в три блина длиной» по мотивам повести Коваля. И уже на другой студии − «Медвежий угол» из цикла «Сказки деревни Масленкино»...

Пристрастию к народной, деревенской тематике я обязана трем моим няням − Дусе, Олечке и Веруне, Вере Петровне Полетаевой. Костромская деревня Веры Петровны − Сидорово, она же Хреново, послужила прототипом деревни Масленкино... Деревенские мотивы, конечно же, не оставляли и не оставляют по сию пору: подмосковная деревня Дровнино, Плёсково, Новый Иерусалим.

...Почерк Абрамовой мгновенно узнаваем. Как и язык, интонация − с точным ощущением маленького зрителя, вниманием ко всему, что дышит, пробивается к свету. Как и строгое, трепетное отношение к таинству творчества − тайне, которая, наверное, необъяснима...

Умение Абрамовой дружить и «на всю жизнь» − тоже родом из детства. О каждом из своих коллег могла бы говорить часами... После выхода «Сказки сказок» напишет: «Людмила Петрушевская и Юрий Норштейн. Художники одного поколения. Одной жизненной закваски, горькой и счастливой. И счастье, что они нашли друг друга. Оба они, что бы о них ни говорили, как бы ни называли, Поэты нашего времени. И — на все времена. Их роднит способность чувствовать чужую боль, сострадать, растрачивать себя без оглядки, с утра до вечера, с ночи до утра, отдавать нам без остатка свой волшебный дар врачевания подлинным искусством. Это вовсе не безоблачный «роман». Созвездие этих мастеров освещает нам жизнь, помогает переносить непереносимое».

 

В 2010 году с участием Абрамовой и с подачи Екатерины Левичевой издан альбом «Классик по имени Лёля в стране Мультипликации», посвященный Шварцману.

− Память никуда не уходит, идет со мной по жизни... Дружила с Михаилом Давыдовичем Вольпиным и его женой Ирочкой, незабвенным Иосифом Боярским и его женой Зоей Константиновной, Ефимом Гамбургом, Юрием Ковалем, Верочкой Туляковой, Раечкой Фричинской, Маечкой Мирошкиной, Аркадием Снесаревым, Татьяной Домбровской, Лидией Кякшт, Галей Хитрук... Дружила с Александром Курляндским, Валентином Караваевым и его женой − художником Галиной Караваевой. Это от ее рисунков пошли фильмы о блудном попугае Кеше.

Неумолимая печаль об ушедших: Вите Демине, Толе Петрове, Генке Сокольском, Славе Шилобрееве, Валерке Угарове, Володе Валуцком, Эдюле Назарове, Володе Морозове, Юрии Кузюрине, Диме Булгакове, Диме Куликове, Володе Зуйкове, Аркаше Мелик-Саркисяне.

Сегодня невозможно представить своё существование без Саши − Александра Тимофеевского. Для мультфильмовцев, для всей мировой поэтической вселенной это невосполнимая потеря. Саша целая эпоха «Союзмультфильма»...

Люблю Инессу Ковалевскую, Наума Клеймана, Лялю Таврог, Колю Маковского, сестру по отцу Аленку Горчакову, Ирко Дедову, Наташу Дабижу, Наташу Голованову, Наташу Орлову, Наташу Богомолову, Таню Папорову, Машу Демину, Наташу Дьякову, Анюту Атаманову, Васю и Лену Ливановых, Машу Быстрову, Алину Емельянникову, Бориса Коршунова, Юлию Матросову. Часто мысленно возвращаюсь к работе с Володей Головановым и Сашей Люткевичем над «Незнайкой на Луне». А также с потрясающим поэтом Андреем Усачевым и режиссером Андреем Ушаковым. Нет дня, чтобы не вспоминали былое с Юрием Борисовичем и Бэлочкой Ходовой.

Всегда рада перекинуться острыми словечками с Андреем Хржановским и его женой Машей. Как не отметить блистательный цикл пушкинских фильмов, где рисунки самого Пушкина позволили создать Норштейну образ гениального поэта!.. Сколько раз вспоминаем, как на дне рождения Раечка Фричинская произнесла сакраментальную фразу: «Один гений, другой гений, когда же это кончится?»

 

Какие у Абрамовой новости?

− Выпустили детскую музыкальную 26-минутную сказку «Фея Луны». Сценарий и песенки откопали из записей прошлого века. Режиссер и художник-постановщик − Светлана Халькина. Денег на озвучание актерами не нашли, и за всех сказочных героев поет композитор Вадим Челноков. Звукорежиссер − Денис Годицкий. Продюсеры − Янина Трофимова, Михаил Спутнов и найденный ими в звенигородском лесу их кот по имени Фунтик.

Забот достаточно. Лучше, когда есть какие-либо дела, не правда ли?..

 

Беседу вела Елена Константинова

Автор
Беседу вела Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе