«Сохрани мою речь навсегда»

Кинопрокатная компания ПРОвзгляд представляет:
Сочинение для кинотеатра со зрителем
«Сохрани мою речь навсегда»
Автор и режиссер: Рома Либеров 
В ролях: Виктор Сухоруков, Инна Чурикова, Чулпан Хаматова, Мириам Сехон, Евгений Стеблов, Александр Феклистов, Даниил Щебланов, Владимир Мишуков и другие.
Автор заглавной композиции: Иван Алексеев (Noize MC)
Россия, 2015
Хронометраж: 84 мин.
Возрастное ограничение: 12+
Рейтинг ожиданий на kinopoisk.ru – 94%
Выход в прокат РФ: 22 октября 2015 года.

Вслед за нашумевшими кинопортретами Ильфа и Петрова, Довлатова и Бродского, Рома Либеров даёт жизнь новой удивительной картине об Осипе Мандельштаме, которую сам режиссер охарактеризовал как «сочинение для кинотеатра со зрителем». Действительно, в привычные жанры и представления повествование Либерова, состоящее из синтеза анимации, коллажей, неигровых и кукольных сцен, не вписывается, выходит за все мыслимые рамки. 

Собранная из отрывков стихов и осколков воспоминаний, «Сохрани мою речь навсегда» – это трагическая история жизни Осипа Мандельштама, ожившего на экране куклой-марионеткой в красочном водовороте искусств и жанров: документально-анимационная, архаично-актуальная, поэтическая, музыкальная. Рома Либеров переосмысляет и экспериментирует, сталкивает несопоставимое, сшивает из разноцветных лоскутков полотно поэтического повествования. 

«Сохрани мою речь навсегда» – это завещание поэта, исполненное языком кино, это манифест свободы художника, идущего против вектора власти, это крик марионетки, сорвавшейся с нитей и, наконец, громкое высказывание молодого талантливого режиссера Ромы Либерова.

Стихотворные страницы жизни Мандельштама звучат голосами Виктора Сухорукова, Чулпан Хаматовой и Инны Чуриковой, главной музыкальной темой фильма стала современная интерпретация стихов от Noise MC. 


О режиссере 

  • Рома Либеров работает над циклом киносочинений смешанной техники, посвящённым крупнейшим явлениям русской литературы. В рамках цикла уже созданы:
  • «Юрий Олеша по кличке „писатель“ » (2009 год, текст от первого лица – Армен Джигарханян)
  • «Иосиф Бродский. Разговор с небожителем» (2010 год, текст от первого лица – Кирилл Пирогов)
  • «Один день Жоры Вадимова» (2011 год, текст от первого лица – Валентин Гафт)
  • «Написано Сергеем Довлатовым» (2012 год, текст от первого лица – Сергей Пускепалис, оригинальная музыка – Billy’s Band)
  • «ИльфиПетров» (2013 год, роли исполнили: Сергей Маковецкий, Игорь Золотовицкий, Михаил Ефремов, Леонид Каневский, Полина Агуреева и другие)
  • «Сохрани мою речь навсегда» (2015 год).


Техника Ромы Либерова существует на стыке, кажется, всех известных аудиовизуальных 
видов искусств. Его фильмы рождаются в синтезе кинематографа и анимации, музыки и закадрового текста, документальных кадров и композиций, построенных по принципу коллажа. Режиссер черпает темы своих фильмов из богатого литературного наследия XX века, превращая поэтов и писателей прошлого столетия в живые образы. Картины 
Либерова – это удивительный эксперимент, доказывающий, что современный кинематограф не просто жив, но и способен призывать к жизни.

Рома Либеров о  «Сохрани мою речь навсегда»

В фильме «Сохрани мою речь навсегда» Осип Мандельштам оживает марионеткой в кукольных сценах, героем мультипликационных фрагментов, голосом Виктора Сухорукова и стихами, звучащими в Венеции, Флоренции и Риме, Париже и Гейдельберге, Армении, Воронеже, Владивостоке, Москве и родном Петербурге.
Осип Мандельштам – одно из самых важных поэтических явлений, случившихся с 
русским языком в ХХ веке. И в то же время одна из самых трагических судеб в истории нашей литературы. Его поэзия чрезвычайно привязана к времени, в котором он жил, и событиям, которые тогда происходили. Сейчас в стране происходят схожие процессы, так что, напоминая о поэзии и судьбе Осипа Эмильевича, мы говорим об актуальности его творчества в моменте нынешнем.



Я не могу представить себя каменщиком, строящим храм культуры. До меня было столько строителей — и я, маленький и взволнованный, стою теперь перед тем, что было сделано, и понимаю: может быть, единственная цель моей жизни — это прочесть Мандельштама и рассказать о нем. Я знаю, как в идеале должно выглядеть это кино. И знаю, что пока, в силу разных причин, одна из которых — предсказуемо — денежная, я не сочинил фильм таким, каким его вижу. Единственная оценка, которая имеет значение, — моя собственная, потому что строже никто не судит. Наши сочинения — маргинальные, их мало кто видел, но, если находится тот, кому фильмы по душе, — это доказательство моей жизни. И хорошо, если у зрителя будет ощущение встречи с героями фильмов, а не с Ромой Либеровым.

Рома Либеров об отношении к своим фильмам

Что-то двигает вашу жизнь дальше, чтото заставляет ждать следующего дня, чтото удивляет, восхищает, а что-то наполняет. Сейчас мы сочиняем работу об Осипе Мандельштаме. Уже очень давно, месяцев пятнадцать. И ещё год работать. Готовы ли Вы потратить два с половиной года вашей жизни на то, что Вы не любите? Я не готов. На сочинение каждой работы уходит много месяцев, крови и дыхания. Соответственно вопрос превращается в утверждение, что эти люди чрезвычайно важны. Они необязательно должны быть важны для кого-то другого. Мне важны, поэтому я посвящаю время, превращая их, мои размышления о них в кино. Вот и вся мотивация.



«Сохрани мою речь навсегда» — этапная работа. Квинтэссенция того, что мне хотелось бы сделать. В конечном итоге, с помощью каждого нового проекта ты разбираешься только с самим собой. Моя работа – способ говорить с мирозданием, поверьте. Нужно влюбиться в то, что ты хочешь сделать. Если у меня не будет много любви, то я вообще ничего не буду делать.

Рома Либеров о режиссуре документального и игрового кино

Мне никто не смог ясно сформулировать отличий, и я сам не до конца понимаю, как с помощью приемлемых вокруг терминов назвать то, что делаем мы. Когда Вы называете это документальным кино, я сам теряюсь, и знаю многих маститых документалистов, которые ругают нас именно за то, что это не является документальным кино. Мне, честно говоря, совершенно всё равно, чем это является. Я знаю, что существует очень сложная профессия режиссёра, и мне когда-нибудь хотелось бы иметь право подумать о себе, как о режиссёре. Пока у меня для этого нет настоящих оснований. Режиссёрами уже назывались большие явления. Режиссёром уже был назван условный Феллини, условный Тарковский, масса других имён. Это очень сложная профессия, которой владеют немногие, а называются многие.

Рома Либеров о подготовительном периоде своих фильмов

До написания сценария я изучаю все, до чего могу добраться – написанное ими (героями фильмов), о них, архивы. Если собрать в более-менее читаемые тома, то окажется 30 или 35 книжиц. Прочитываю с ручкой и отметками. Потом перепечатываю, но держу эти книги рядом до последнего дня монтажа. Когда все изучено, ты как бы внутренне имеешь право, «знаешь тему». Чтобы овладеть темой, прочесть Ильфа и Петрова недостаточно. 



Есть работы Валентина Катаева, Семена Гехта, Исаака Бабеля, Эдуарда Багрицкого, многих других. Плюс – эпоха, её история, архитектура, даже политика. Иначе что снимать? Вышел на улицу – Москва, а что снимать? Ходишь по музеям, полощешься в иной эпохе. Честно говоря, изъясняясь терминами, «предпродакшн» – это кайф, я люблю этот период...
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе