Неожиданно, что фильм расхвалили сразу несколько моих коллег, обычно презирающих массовое кино, особенно отечественного образца. Кто-то и вовсе написал, что именно «Горько!», а не «Сталинград» — самый важный для России фильм осени.
Про родителей жениха и невесты с ходу понятно, что они из тех простых людей, которые способны задолбать своей простотой: просто первые — бедные, а вторые — выскочки, разбогатевшие благодаря тому, что папа трудится в городской администрации
© Bazelevs Distribution
Пошел, посмотрел, сделал свои выводы.
В целом фильм честно отвечает ожиданиям. Он сам позиционирует себя как дурацкую разгульную комедию про свадьбу во вкусе любителей шансона, караоке, псевдоказачьих ансамблей и псевдодесантных ВИА. Позиционирует уже потому, что его режиссер, дебютант в большом кино, решил избрать для себя псевдоним Жора Крыжовников. Что хорошего может сотворить Жора Крыжовников? Он, ясное дело, только и способен, что потакать низменным вкусам.
Он и потакает. Про родителей жениха и невесты сходу понятно, что они из тех простых людей, которые способны задолбать своей простотой: просто первые — бедные, а вторые — выскочки, разбогатевшие благодаря тому, что папа трудится в городской администрации (видимо, Геленджика, поскольку действие происходит именно там). Друзья и родственники, что простые из Туапсе (со стороны жениха), что распальцовочные со стороны невесты — тоже те еще. Жених с невестой посимпатичнее, но опять-таки жертвы дурновкусия, просто иного рода: диснеевщины, рекламных проспектов, глянцевых журналов.
В целом фильм честно отвечает ожиданиям. Он сам позиционирует себя как дурацкую разгульную комедию про свадьбу во вкусе любителей шансона, караоке, псевдоказачьих ансамблей и псевдодесантных ВИА.
В целом фильм честно отвечает ожиданиям. Он сам позиционирует себя как дурацкую разгульную комедию про свадьбу во вкусе любителей шансона, караоке, псевдоказачьих ансамблей и псевдодесантных ВИА.
И все, понятно, в день свадьбы прямо с утра напиваются. А потом еще сильнее, что порождает нагромождение нелепых ситуаций.
Но вот фокус: эти ситуации действительно смешны. Это раз. Они узнаваемы: я бывал на юге на таких свадьбах. Это два. Фильм фактически снят в стиле «Догмы» — без закадровой музыки, с живым звуком, ручной дрожащей камерой, потому что съемку свадебных приготовлений и непосредственно гулянки якобы осуществляет младший брат жениха (отец невесты регулярно швыряет в него камнями за назойливость и презрительно обзывает то Михалковым, то Тарантиной). Это три. Три безусловных плюса. Решиться снимать народное кино дрожащей камерой — это вообще-то большой риск.
Хорош и Сергей Светлаков — это четыре. Он появляется в большой гостевой роли самого Светлакова, который якобы не чурается за большие бабки бывать тамадой на таких свадьбах. Он тоже быстро напивается, после чего захмелевшие гости по очереди радостно фотографируются с ним уснувшим.
Но если бы фильм был просто сатирой, то не заслуживал бы такого внимания. В нем есть концептуальный поворот, позволяющий Жоре Крыжовникову сформулировать сермяжную правду о России. Долгое время персонажи фильма, их вкусы, действительность, в которой они обитают, выглядят несимпатичными. Но в какой-то момент они, они, как и положено на русской свадьбе, бьют друг другу морды, потом приходят в себя…
И в этот момент становятся нормальными людьми. Начинают вдруг вызывать мое искреннее, зрительское, сочувствие. Россия: чтобы понять человека, надо дать ему в морду и получить в ответ. Такова концепция фильма «Горько!», мне она дикой не кажется. Даже песня «Натали», которую все хором запевают в знак слияния чувств, и та в этот момент фильма не раздражает. Ну что делать: для персонажей фильма это образец высокой щемящей поэзии. Хорошо, что в их жизни есть поэзия.
Юрий Гладильщиков
Московские новости