Сны о России. Сон 1-й: «Географ»

Экранизацию романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» посмотреть действительно стоит.

В понедельник выходит «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Этот режиссер, создатель телесериала «Закон», драм «Русское» по автобиографической прозе Эдуарда Лимонова и «Живой», один из самых талантливых авторов нашего кинематографа.

Роман о том, как печально, быстро и бесперспективно уходят надежды юности, окопавшиеся в школьных временах. Именно поэтому в романе важна тема школы. Именно поэтому там много воспоминаний героя о его собственных школьных годах (которых нет в фильме).

© Наше кино

«Географ» — первый фильм, принесший Велединскому официальное признание: главный приз на чемпионате России по кино — фестивале «Кинотавр». Фильм успел одержать — до выхода в прокат — ряд других побед. Исполнитель роли «географа» Константин Хабенский удостоился на том же «Кинотавре» приза за лучшую мужскую роль. Не зря: это одна из лучших работ Хабенского.

В моих профессиональных правилах — никогда не отвечать на вопрос (который мне часто задают при встрече или в соцсетях): смотреть фильм или нет? Я всегда отвечаю: откуда я знаю ваши вкусы? Читайте мою рецензию — и принимайте решение сами.

Но «Географа» порекомендую. Это редкий фильм, которому зал сопереживает. На всех состоявшихся показах — в Сочи, Одессе (где «Географ» тоже получил главные награды), в Нью-Йорке (на фестивале русского кино), на премьерах в Перми (где фильм снимался) и Москве публика дружно сочувствовала непутевому, но ироничному и обаятельному герою, часто хохотала и с замиранием сердца следила за тем, как неумехи-школьники пытаются преодолеть с помощью катамарана пороги на смертельно опасной уральской реке.

О чем это

Об интеллигенте-неудачнике. Жена, его бывшая аспирантка, некогда им очарованная, теперь разочарована и решает уйти. Маленькой обожаемой дочери он уделяет не столь много времени, как желал бы. Давние друзья вовсю пользуются его… не мягкотелостью, нет, но терпеливостью. Жизненные неудачи он заливает тем, чем в России, в том числе интеллигенты, заливают всегда.

В итоге, чтобы заработать (но жена и тут издевается: семь тысяч в месяц?), он идет преподавать в школу. Он — биолог. Может вести и другие предметы. Но ставки заняты. Свободно лишь место учителя географии — предмета, в котором он (если иметь в виду школьный курс — а там география экономическая) ни бум-бум. Основное содержание фильма — его взаимоотношения с друзьями и женщинами (вопреки ситуации он пользуется успехом). Его попытки справиться с бандитами-старшеклассниками, которым не нужно ничего — по крайней мере, от школы. Его платонический роман с красавицей-ученицей. И его страсть к родному краю, любовь к которому он старается привить — и в итоге прививает — некоторым из своих учеников.

При всех своих пьянстве и проступках, он редкий вариант хорошего нравственного человека. Причем изначально талантливого — со школьных времен, где писал стихи и мог даже собрать светомузыку. Он мог бы стать лидером — если не страны, то хотя бы кого-нибудь. Но не стал.

Актерский ансамбль в фильме такой, какой встретишь редко. Замечательны все. Даже у второстепенных персонажей — отчетливые лицо и характер. Поскольку всех не перечислить, упомяну лишь женщин: Елену Лядову (фантастическая актриса — см. «Елену») в роли жены героя, Евгению Брик, бывшая Хиривскую, в роли учителки-немки, Евгению Крегжде (а ведь востребованы актеры из «Даешь, молодежь!») в роли Сашеньки и Анфису Черных в роли влюбленной ученицы.

Что в этом хорошего

Поклонники Алексея Иванова заявили в соцсетях, будто фильм Велединского — урезанная версия романа. Но смею заверить, что это не так. Фильм несколько иначе трактует основных персонажей: их внешность, возраст, идеи. Многие ударные реплики вложены в другие уста. Потому что по-другому фильм не сотворить: он должен быть компактнее романа. Кроме того, действие перенесено в современность, а роман Иванова написан еще в середине 1990-х, когда не было мобильников, тем более с видеокамерами, которые играют в фильме важную роль.

Сценарную переработку «Географа» я считаю одной из наиболее творчески аккуратных за последнее время. Сравню ее разве что с восхитительной переделкой шпионского триллера Ле Карре «Шпион, выйди вон!», где вообще все переписано, но при этом парадоксально сохранены суть, сюжет и дух романа – не зря сценарий «Шпиона» завоевал премию британской телекиноакадемии BAFTA и «оскаровскую» номинацию. Назову авторов сценарной интерпретации «Глобуса»: сам Велединский, а также двое других мэтров Рауф Кубаев и Валерий Тодоровский. Кстати, именно они придумали много дополнительных остроумных ситуаций. Одни только сцены с глухонемым в электричке (не такая, как в романе), а также пельменями и женой гаишника дорогого стоят.

Так что перестанем обижаться за роман, и используем его для того, чтобы точнее оценить суть фильма.

Главная разница между романом и фильмом вот в чем. Роман о том, как печально, быстро и бесперспективно уходят надежды юности, окопавшиеся в школьных временах. Именно поэтому в романе важна тема школы. Именно поэтому там много воспоминаний героя о его собственных школьных годах (которых нет в фильме).

А фильм — о бесперспективности жизни вообще, и прежде всего жизни российской, которая является обобщением жизни мировой интеллигенции. Фильм — об интеллигенции.


«Географ» - это редкий фильм, которому зал сопереживает.

© Наше кино

Истоки «Географа»-фильма следует искать в чеховском «Дяде Ване», а также таких советских интеллигентских картинах как «Полеты во сне и наяву» (что наиболее очевидно), «Осенний марафон» (хотя взаимоотношения с женщинами тут вывернуты наизнанку) и, это наиболее верно, «Отпуск в сентябре», хотя «Географ» куда менее пессимистичен («Отпуск в сентбре» — экранизация пьесы гениального Александра Вампилова «Утиная охота», осуществленная одним из мастеров советского кино Виталием Мельниковым — создателем шедевров «Мама вышла замуж» и «Старший сын», который тоже по Вампилову).

Наше время — время для лишних людей. Особенно в провинции. Школьные ученики, даже лучшие из них, скорее всего, повторят судьбу своего самого любимого учителя, каким, при всех своих недостатках, все-таки сумел стать географ.

Но фильм говорит об этом весело. Даже его финал — одновременно черный и смешной. Роман — тоже веселый. Но заканчивается фразой бесперспективной: «Прямо перед ним уходила вдаль светлая и лучезарная пустыня одиночества». Фильм завершается ситуацией куда более анекдотичной, но при этом оптимистической. Это не спойлер. Сюжет фильма ситуация не разоблачает. Жена героя, вроде бы от него ушедшая, вдруг не обнаруживает его курящим на балконе и с ужасом кидается смотреть вниз с высокого этажа: не лежит ли там его тело? А он выходит из-за угла, покуривая чай. Поскольку на табак денег уже нет. Жизнь продолжается! Надо любить дочь. Надо радоваться домашнему коту. Надо, возможно, вернуться к жене.

Это комедия, но лишь в том смысле комедия, что и чеховская «Чайка» — тоже комедия.

Странности

В сценарии фильма (именно сценарии, не романе Иванова) я нахожу противоречия. Если кто захочет, обсудим их в частном порядке — в комментариях на сайте «МН».

Наш вариант рекламного слогана

Важно быть интеллигентом. Неинтеллигенты тоскуют еще мрачнее.

Юрий Гладильщиков

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе