Российское кино теряет зрителей ("Le Temps", Швейцария)

Российская публика бойкотирует снятые в стране картины. За два года доля местных фильмов на рынке сократилась вдвое


У Андрея Тарковского и Сергея Эйзенштейна сегодня, возможно, и есть достойные наследники, но российская публика не знает их. Или не хочет знать. Об одном, тем не менее, можно говорить с уверенностью: билеты на массовое российское кино сегодня продаются все хуже, тогда как авторским и экспериментальным фильмам становится все труднее пробиться на экраны кинотеатров, которые сплошь оккупированы голливудскими блокбастерами.


В то же самое время сам рынок переживает этап бурного расширения, так как уже второй год подряд его оборот превышает отметку в миллиард долларов. По сравнению с периодом с января по октябрь 2010 года рост составил 9,2%, однако, как пишет газета «Кинобизнес», это объясняется инфляцией цен на билеты, а не увеличением числа зрителей, которое, по данным издания, сократилось на 2,2% до отметки в 140 миллионов. Кроме того, как пишет газета, вышедшие в этом году 54 российских картины в общей сложности собрали 132 миллиона долларов, то есть в среднем по 1,74 миллиона на фильм (так в тексте – прим. ред.), тогда как средняя стоимость производства и продвижения одного российского фильма в три раза больше!


Еще по теме: российские кинотеатры отказываются от «Ходорковского»


Российские власти считают причиной подобного отношения зрителей аморальность картин. Во вторник на заседании правительственного Совета по кино премьер-министр Владимир Путин выступил за создание «этического кодекса» российского кинематографа, вспомнив  о кодексе Хейса, который действовал в США с 1930 по 1967 год. «Кинотеатры, телевизионный и радиоэфиры заполняет продукция со сценами насилия, убийств и предательств», - пожаловался Владимир Путин, который нацелился в третий раз стать президентом страны в марте 2012 года. «Крайне важно обеспечить киноискусству достойную содержательную миссию», - подчеркнул он, не уточнив, что подразумевает под словом «миссия». Сложно не увидеть связи со знаменитой фразой Ленина, из которой следует, что «важнейшим из искусств для нас является кино». Пресс-секретарь премьер-министр Дмитрий Песков признает, что снижение популярности российского кино «частично связано с некачественной продукцией отечественных кинокомпаний, которую зритель не хочет смотреть, но во многом и с тем, что наше кино забивают в прокате западные гиганты-мейджоры».


В то же время ситуация в авторском кино складывается ощутимо лучше, если судить по завоеванным режиссерами международным наградам. Так, в этом году «Елена» Андрея Звягинцева получила специальный приз Каннского фестиваля, тогда как «Фаусту» Александра Сокурова присудили «Золотого льва» в Венеции. Тем не менее, оба режиссера недовольны тем, что их фильмы либо очень мало, либо совсем не показывают в России.


Такая ситуация резко контрастирует с двумя последними эпизодами саги «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. Эта ультрапатриотическая и нарциссическая эпопея обошлась в сумму 36 миллионов евро, активно продвигалась на главном канале российского телевидения, но в итоге собрала всего 7 миллионов евро, разочаровав как публику, так и критиков. Михалков, которому удалось втереться в доверие Владимиру Путину и таким образом получить крупные правительственные дотации на кино, сегодня держит под контролем все связанные с кинематографом институты. В результате целого ряда маневров ему удалось отправить «Утомленных солнцем-2» представлять Россию на «Оскаре» в категории «лучший иностранный фильм», что вызвало беспрецедентный скандал.


Если послушать местную публику, российское кино сегодня всего лишь бледная тень того, чем оно было раньше, а американский кинематограф, несмотря на сборы, стоит немногим большего. Россияне всех возрастов в один голос твердят об одном. «Я с грустью вспоминаю о советском кино, где персонажи были положительными и где ощущалось благородство в отношениях между людьми, некий альтруизм, который сегодня совершенно исчез», - говорит 22-летняя студентка-искусствовед Екатерина Смирнова. Вместо того, чтобы отражать незавидные реалии советской системы, кинематограф тех лет стал своего рода отдушиной, которую очень ценят и по сей день, если судить по тому, как эти картины без конца транслируют по телевидению. «Современное российское кино не может избежать сравнения с советским кино, потому что это основа нашей российской культуры. Причем без возрастных или социальных различий», - объясняет Екатерина.


Тем не менее, эмблематический для современного российского кино фильм «Бабло» Константина Буслова смог добиться грандиозного успеха на больших экранах. Эта детективная трагикомедия сосредоточила в себе все ужасы современного мира, представив целый спектр ярких персонажей, которые могут поспорить друг с другом алчностью и коварством. Как и «Счастье мое» Сергея Лозницы, «Бабло» представляет зрителю исключительно отрицательных персонажей и неприглядный сюжет. Так может, россияне не ходят на собственное кино, потому что боятся увидеть в нем как в зеркале отражение самих себя?


Эммануэль Гринспан (Emmanuel Grynszpan)


ИноСМИ


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе