Это тот самый фильм, подготовку к съемкам которого Поланский – что само по себе необычно – начинал в швейцарской тюрьме, где находился с сентября 2009 года по июль 2010-го по требованию американцев (те все еще жаждут осудить его за давнее преступление, которое мы сейчас комментировать не станем, поскольку оно откомментировано – в том числе нами – уже тысячу раз).
Поланский экранизировал пьесу под названием «Бог резни». Это классическая пьеса на четверых (есть и пятые-шестые персонажи, но совсем уже мимолетные), соответствующая классическим канонам: одно-единственное место действия (в фильме Поланского - нью-йоркская квартира и площадка перед лифтом), время происходящего совпадает с реальным. С момента написания в 2007-м (автор - живущая во Франции актриса и драматург Ясмина Реза) пьеса ставилась на многих самых престижных площадках мира – в Париже, где одну из ролей сыграла Изабель Юппер, Лондоне, на Бродвее. Была инсценирована и в «Современнике».
Но кажется, что она изначально предназначалась исключительно для Поланского.
Он занял четверых фантастических актеров – Кейт Уинстлет, Джоди Фостер, Джона Си Рейли и Кристофа Вальтца (это, если кто не помнит, недавний «оскаровский» лауреат за роль фашиста-иезуита в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино). Именно эти актеры разыгрывают знакомый некоторым московским театралам после «Современника» сюжет о том, как две родительские пары пытаются примириться и не дать повод взаимным искам после того, как их малолетние сыновья подрались и один вышиб другому то ли зуб, то ли целых два. Пары – странные. Браки – неорганичны. В итоге попытка примирения оборачивается скандалом. Слава богу, хотя бы не резней в привычном понимании слова. Хотели, как лучше, а вышло… (господи, сколько же еще лет придется цитировать полузабытого Черномырдина!).
Пары несколько раз пытаются расстаться, даже выходят на лестничную площадку, но не могут – иногда из-за случайности, иногда по глупости. В итоге ссорятся, потом напиваются, потом опять ссорятся, отстаивая уже не интересы сыновей, а собственные взгляды. При этом оказывается, что мужья и жены в обеих парах давно в скрытой вражде. Жены объединяются против мужей, затем вновь начинают конфликтовать между собой – делу нет предела.
Поланский нашел идеальный – при этом легкий – сценарий для выражения своей идеологии. Он, которого люди пугали всю жизнь, если не мизантроп, то человек, который категорически и катастрофически не доверяет окружающим, что демонстрировал во многих своих классических картинах от «Отвращения» и «Ребенка Розмари» до «Жильца» и «Девятых врат». Но, наверное, всякий, кто, как он, пережил в юном возрасте краковское гетто, стал бы не доверять людям.
Он недолюбливает Америку – но, наверное, всякий, особенно из числа иммигрантов из коммунистической Европы, кого Америка до сих пор пытается засадить, ее бы недолюбливал.
Нелюбовь Поланского к Америке сказывается прежде всего в образе одной из героинь, которую изображает Джоди Фостер. Антиамериканизм для Поланского - едкий, но не крестовый поход. Самое интересное, что под его атакой – казалось бы близкие ему левые политкорректные интеллектуалы, знатоки живописи и борцы за права угнетенных африканских народов, которые в реальности далеки от них так же, как от собственных мужей и детей. То, что такого дурака-интеллектуала изображает Джоди Фостер, сама по себе тоже вроде бы левая интеллектуалка, особенно забавно.
Мизантропия и антиамериканизм Поланского на самом деле очень легкие. Фильм смешной. Не зря у «Резни» очень высокие отзывы и в мировой прессе (после недавней премьеры на Венецианском фестивале), и в интернете – среди киноманов.
P.S. В «Резне» на короткий момент появляется персонаж-сосед - в прорезе приоткрытой двери, чтобы выяснить, что там за буза происходит у квартиры поблизости. Это сам Поланский.
Текст: Юрий Гладильщиков
СТЕНГАЗЕТА.NET