Режиссер Владимир Алеников: «Мне хочется, чтобы от этой картины было полное ощущение правды, и самое главное — этот фильм о надежде на лучшее»

Создатель знаменитых фильмов «Приключения/Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», «Биндюжник и Король» и многих других, режиссер и писатель 

Владимир Алеников рассказал «Культуре» о новой картине «Мятежники», к съемкам которой он приступает.


— Прочитала вашу книгу «Мятежники» о детях-инвалидах, поднявших бунт, когда их интернат решили закрыть. Мне показалась она очень кинематографичной. Вы писали сразу в расчете на экранизацию?

— Я ведь киношник и всегда так пишу — достаточно зримо, хотя мои книги, равно как и фильмы, очень разные — и детские, и взрослые. Это, пожалуй, единственное, что их объединяет. Например, мне часто говорят читатели о моем романе «Звезда упала»: «Большое спасибо, словно посмотрели классный фильм». Что касается проекта «Мятежники», то в его основе подлинная история, случившаяся несколько лет назад в одном из российских регионов. Ребята из интерната для детей с ограниченными возможностями — без рук, без ног, со всевозможными медицинскими проблемами — отстояли свой дом от посягательств предпринимателя, решившего его снести, построить на его месте торговый центр, а детей разбросать по всей России. Однако оказалось, что интернат стал семьей для ребят, предстоящая разлука вызывала у них просто ужас, и они решили вопреки всему воспрепятствовать этому замыслу.

— Вы встречались с прототипами главных героев?

— Да, конечно, как и в позапрошлой моей картине «Небесная команда», посвященной знаменитой погибшей в авиакатастрофе команде «Локомотив». Когда я работал над сценарием, то очень много общался с людьми, которые близко знали этих хоккеистов, встречался с их невестами, друзьями, родными. Исписал огромное количество блокнотов. Мне стало ясно, что это не просто выдающиеся спортсмены, но и люди замечательные. И работая над книгой «Мятежники», я так же много встречался с детьми из таких интернатов. В частности, например, с подростками из пансионата для детей с ОВЗ «Городок Незнайки», которым уже много лет руководит замечательная женщина Лина Салтыкова. Я общался с ребятами, узнавал их истории, которые трогали меня безумно, понимаете? Кого-то из них пытались сжечь, кого-то просто выбрасывали на помойку. Удивительно, но эти дети, прошедшие через чудовищные ситуации, дети, которыми не особо интересуются, сохраняют свет и оптимизм, среди них немало замечательных, светлых людей. Они несмотря ни на что находят в себе силы состояться личностно и профессионально, получить образование, реализовать свои мечты.

— Есть ли у нас подобные картины?

— В России и за рубежом снято много фильмов об обитателях детдомов, а вот о детях-инвалидах, о детях увечных толком никто ничего никогда не рассказывал. А это безумно важно, эта тема на самом деле касается всего мира. Это ведь особо уязвимая категория людей — не просто дети-инвалиды, а дети-инвалиды, живущие в интернатах. Часто их проблемы даже неизвестны обществу, а если и известны, то в этом отношении делается недостаточно. Наша картина — это возможность привлечь серьезное внимание к этим ребятам, способ дотянуться до тех людей, которые в своей жизни не пересекаются с благотворительными и социальными проектами. Фильм должен изменить отношение общества к этим детям, которые по большому счету ничем не отличаются от обычных детей, живущих дома, в семьях. Они точно так же имеют право на любовь, заботу, свой дом. И в силах общества сделать так, чтобы эти дети не чувствовали себя расходным материалом, создающим проблемы. Проявленное к ним внимание безусловно помогает им, я вижу это из собственного опыта общения с ними. И так же, я уверен, им поможет и наш фильм. Его идея перекликается с целым рядом замечательных произведений русской литературы, авторы которых пытались найти некий баланс между долгом, присягой, нравственным выбором и волей.

— Что такое воля, по вашему мнению?

— Воля — это не права и свободы в привычном смысле, а это возможность осуществления своего выбора, невзирая на любые обстоятельства, которые препятствуют его реализации. Вот об этом идет речь и в книге, и в будущей картине. Если сформулировать кратко идею будущего фильма, то «Мятежники» — это фильм о праве человека на отстаивание своего мира. Это фильм о воле, о сопротивлении любой силе, которая пытается скорректировать нашу жизнь в своих корыстных интересах. Это в какой-то степени фильм-притча, фильм-размышление. И по большому счету это фильм о нашем обществе в непростое время. А самое главное — это фильм о надежде на лучшее.

— А эта надежда есть?

— Безусловно. Финал у нас, несмотря на все драматические перипетии сюжета, оптимистический. Понятно, что сейчас очень сложное время. И от того, насколько быстро мы сможем преодолеть этот политический и социальный кризис, зависит очень многое. И, возможно, даже вообще судьба сегодняшней цивилизации. Если просто пассивно ждать результата, его можно и не дождаться. Или дождаться не того результата, который нам хотелось бы получить. Наша картина в этом смысле — высказывание на очень важную и актуальную тему. Когда фильм будет завершен, я надеюсь, мы сможем показать его на разных площадках, в том числе и международных, — это будет серьезное напоминание о том, что в сегодняшней России есть и, кстати, всегда были, ростки нового будущего.

— В книге есть фраза, что счастье одних оплачивается жизнями и несчастьями других — так устроена жизнь. Эта парадигма конструктивна?

— Нет, конечно. Я всегда считал, что это категорически неправильно устраивать свое счастье за счет чужого несчастья, это ни к чему хорошему никогда не приводит.

— Почему важное место в книге занимает спектакль «Жанна д’Арк»?

— Потому что Жанна д’Арк становится ярким примером сопротивления, героизма для детей, заражает их своим бунтарским духом. Вообще, литература, театр очень важны для становления личности. Не случайно в том же интернате «Городок Незнайки» ставят с ребятами спектакли и даже есть свой рок-ансамбль.

— Литература действительно важна, как сделать так, чтобы хороших детских книг стало больше?

— Сейчас книжные тиражи безумно упали. Что можно сделать с этим — не представляю. Но тем не менее есть немало людей, которых по-прежнему интересуют книги, книжные ярмарки собирают массу читателей. Я очень давно и плодотворно сотрудничаю с издательством «Рипол. Классик», там выходят мои и детские книги, и взрослые, там же вышло и сейчас будет переиздаваться мое пособие по кинорежиссуре — «Свой почерк в режиссуре». Роман «Странники терпенья», который лег в основу моего одноименного фильма, тоже, кстати, вышел в «Риполе». Также сейчас там выпускается новая серия моих детских книг, куда, кстати, входят и «Приключения Петрова и Васечкина». Идя навстречу многочисленным просьбам читателей, я продолжаю описывать их приключения. Отправляю их то в Антарктиду, то в Африку, то в Колумбию. Каждая книга — это, по сути, потенциальное большое кино. А в последней книге, которая называется «Новейшие приключения Петрова и Васечкина в горах Кавказа», они едут на экскурсию с классом в Пятигорск, по лермонтовским местам. Там мои герои оказываются в XIX веке, пытаются спасти Лермонтова от гибельной дуэли. На основе этой книги написан сценарий, в котором еще больше приключений, много комедийных ситуаций и много песен. Надеюсь, что после «Мятежников» мне удастся начать работу над музыкальным комедийным детским фильмом. Я вижу большой дефицит в этом жанре в нашем кино.

— Как вы оцениваете состояние детского кино в России?

— Да скверное пока состояние. Недавние поправки в законодательство, которые ввели полное государственное финансирование производства и проката фильмов для детей и подростков, — очень правильные. Может быть, это первая ласточка на пути возрождения детского кино. При всех минусах советской власти она понимала, что детское кино — это важнейшая часть культуры и воспитания. Поэтому было пристальное внимание к этой области кино. Каждая студия страны, их было 15, была обязана делать 2-3 детские картины в год. Плюс были студии, такие как Киностудия имени М. Горького, которые только детские картины снимали. Таким образом, получалось выпускать ежегодно десятки детских фильмов. Когда такое количество картин делалось, естественно, возникала серьезная конкуренция. Худсоветы, состоявшие из серьезных профессионалов, отбирали наиболее интересные проекты и следили за ними, помогали. И в результате получались замечательные детские картины. Кроме того, советская власть понимала, как это тяжело и трудно сделать хороший детский фильм. Поэтому производство детской картины и стоило дороже, и время ее производства по сравнению с обычным фильмом было сильно увеличено. Подготовительный период на обычной картине был два, максимум три месяца, а на детской до полугода. Или, например, на обычной картине пленку выдавали один к трем, один к четырем (для дублей), а на детскую — один к пятнадцати и т. п. Но последние 30 лет это не учитывается. Наоборот — на детские картины выделялось денег на порядок меньше, чем на взрослые.

— Ваш фильм получил поддержку Минкультуры России, речь идет о стопроцентном финансировании?

— Мы с моим партнером, продюсером Константином Серебряковым, действительно получили поддержку Министерства культуры РФ, но она не стопроцентная, к сожалению. Нам ее выделили до принятия изменений в законодательство. Этих денег сильно не хватает для полноценного воплощения всего задуманного. Поэтому мы в поиске дополнительных средств, заинтересованных партнеров.

— Готовитесь к съемкам?

— Да, хотя трудностей предостаточно, но мы надеемся всё преодолеть. Финансовые само собой, но есть и много других проблем. В картине будут сниматься и дети-актеры, и реальные дети с ОВЗ, живущие в интернатах. И это тоже определенная трудность. Дело в том, что детей нельзя снимать целую смену. Их нельзя снимать ночью. Короче, сложностей много. Еще ведь надо, чтобы они хорошо играли, были бы естественны на экране. Каждый режиссер, который работает с детьми, разрабатывает определенные приемы, которыми он пользуется. Например, Ролан Быков придумывал игры, вовлекал в них детей и так добивался своих целей. Александр Митта хватался за голову, кричал благим матом, дети пугались и делали то, что он просит. Шучу, конечно. Моя методика очень проста: я создаю целую актерскую школу во время подготовительного периода. И я сам, и мои друзья-актеры там преподают. И таким образом мы готовим ребят к съемкам. Ведь во время съемок их уже некогда учить, там каждая минута дорога. К сожалению, и репетировать на съемочной площадке толком некогда. В этом еще одна большая сложность детского кино. В результате дети-актеры сильно наигрывают, разговаривают фальшивыми голосами и так далее. Все это выглядит на экране ужасно.

— Когда можно будет увидеть фильм «Мятежники» на экранах?

— Думаю, что в кинотеатрах его можно будет увидеть в феврале. Еще одна интересная вещь про наш проект — я принципиально отказываюсь в нем от участия звезд. И в «Небесной команде», и в других моих картинах обычно занято довольно много известных артистов. А тут единственная звездная роль — и это исключение — Ольга Волкова, замечательная актриса, которая будет играть директрису интерната, такую как Лина Салтыкова, о которой я говорил. Это решение принято, потому что мне хочется, чтобы от этой картины шло полное ощущение правды, так что лица актеров не должны быть широко известны, это может помешать. Довольно много моих бывших учеников будут играть взрослые роли. Так же будут сниматься актеры Московского музыкально-драматического театра «АNTE», которым я руковожу. Кстати, в ближайшее время в прокат выходит снятый вместе с каналом «Культура» фильм «Горгона Медуза. Репетиция с оркестром», в основе которого наш одноименный спектакль. А еще в «Мятежниках» очень неожиданный и интересный исполнитель важной роли завхоза интерната — худрук Театра имени Моссовета Евгений Марчелли, это будет его дебют в кино. Вот такой особый кастинг у этой картины. И еще одно новшество для меня. Я, как правило, работал с серьезными известными операторами — Максимом Осадчим, Алишером Хамидходжаевым, Алексеем Федоровым, а на этот раз буду работать с молодым оператором, это моя ученица по Академии Н.С. Михалкова Любовь Князева.

Автор
Елена СЕРДЕЧНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе