Режиссер «Солнцепека» Максим Бриус: «На свете много людей, не отягощенных угрызениями совести. Справиться с ними может лишь сильное государство»

Самой яркой отечественной кино- и телепремьерой лета стала военная драма «Солнцепек», посвященная луганским событиям 2014 года.

«Культура» пообщалась с соавтором ленты Максимом Бриусом.


Лента рассказывает о первых днях противостояния ополченцев и майданных отморозков. Ветеран-афганец пытается вывезти семью в Россию, но беглецам приходится задержаться в Луганске и принять участие в спасении земляков от украинских карателей.


— Что подвигло отразить трагедию Донбасса, есть ли здесь личные мотивы?

— Меня, человека советской эпохи, всегда волновала тема войны, истории людей, которые на ней побывали, их моральный выбор и переживания. Была мысль сделать кино без единого выстрела, но война оказалась слишком близко, и мой хороший приятель, сценарист Владимир Измайлов, предложил свое видение темы, основанное на документальных фактах. Кино сняли быстро, за считанные месяцы. «Солнцепек» неделю прошел на больших экранах и когда оперативно «утек» на ютуб, мы решили сделать телепремьеру, НТВ пошел навстречу. Судя по невероятному количеству благодарных откликов, подняли острую тему — русские зрители увидели истории, известные им по рассказам донбасских родственников, даже скомпилированные нами из разных свидетельств. Например, в образе сельского учителя пения узнали немолодого машиниста, потерявшего всех соседей под минометным обстрелом и ушедшего в ополчение. В отличие от героя Владимира Ильина, его не взяли из-за плохого зрения и он выжил. Личных мотивов сделать «Солнцепек» у меня не было, я руководствовался гражданской позицией и рад, что нам удалось ее проявить, нащупать болевую точку и поделиться своими переживаниями.

— Почему Донбасская трагедия семь лет игнорировалась нашими мастерами культуры (она отражена лишь в картине «Донбасс. Окраина» Рената Давлетьярова, а луганская «Ополченочка» была запрещена в нашем прокате) и отчего табу сняли именно сейчас?

— Может быть, из-за приближающихся украинских выборов. Возможно, власти рассчитывали, что ситуация качнется в ту или иную сторону, но она лишь раскалилась, и сверху решили: «Пора об этом говорить!» Разрушить негласное табу меня подвигли продюсеры — это их идея, и, думаю, фильмов о Донбассе станут делать все больше.

— В эпиграфе ленты указывается ранее не озвученная цифра погибших с нашей стороны за все время противостояния — 44 тысячи, хотя российские СМИ озвучивают в три раза меньшее число потерь...

— Наши данные объективны, речь о русскоязычном населении республик.

— Что определило эффект присутствия внутри событий?

— Прежде всего мы опирались на рассказы очевидцев и снятые ими видеоматериалы. Все помнят авиабомбежку здания Луганской администрации, но были и расстрелы мчащихся по дорогам легковушек, и свидетельства зверств карательных отрядов... Мы сознательно выбирали документальную стилистику и немедийных актеров.

— Особенно впечатляет мощное проживание исполнителя главной роли — Александр Бухаров шел от личных переживаний или «примерил» чью-то судьбу?

— Это очень крупный драматический актер. Саша волновался за роль, переживал, сумеет ли найти контакт с режиссером. Мы крепко подружились, все, что видите на экране, сложилось из его таланта и наших доверительных отношений. Не все актеры соглашались сниматься: кто-то беспокоился о себе, кто-то о родственниках, оставшихся на Украине... Те, кто остался с нами, имели не актерское, а личное отношение к происходящему. Работали честно, искренно, но Саша до конца так и не рассказал мне о своих мотивах. Насколько я понимаю, его боль связана с переживанием Одесской трагедии.

— Фильм начинается сценой убийств мирных жителей бандой отпущенных из тюрем душегубов...

— Мы, люди отягощенные образованием и воспитанием, все примеряем на себя, но существует масса граждан, живущих вне морально-этических норм, для которых раздавить человека — то же, что червяка. Это и называется обыкновенным фашизмом. Оговорюсь, мы специально не приписывали мародерам определенную национальность — это просто беспринципный сброд, живущий хищными инстинктами, если им попадается «чужой», его можно ограбить, изнасиловать, убить. Характерно, что этих отморозков уничтожают свои же добробатовцы… Выбирая актеров, я объяснил им задачу на примере: недавно в Петербурге я встретил типа, напоминающего сборщика металлолома, с пустыми глазами, в которых не отражалось ничего, кроме желания что-либо утащить, а если надо, то и убить… На свете много людей, не отягощенных угрызениями совести, справиться с ними может лишь сильное государство.

— Между тем соседнее государство их активно воспитывает и поощряет…

— К сожалению, да. Кто-то так воспитывает даже собственных детей, и побороть их до конца невозможно.

— Больно ли снимать кино про страдания?

— Конечно, особенно — детей, я отец троих детей, пока снимал плакал. Просто откуда-то я знаю как это показать, жизненный опыт позволяет говорить о страшных вещах с точки зрения зрелого человека. Схватки и стрельба менее интересны, с удовольствием работаю с драматическими историями, хоть это и больно.

— Сильная сцена: детский хор с остановившимися, словно помертвевшими, глазами исполняет «Крылатые качели». Как вы настроили ребят на острое проживание?

— Просто сказали: будьте самими собой. И тут нам помогла сама песня. Обыкновенные школьники из окрестных деревень пели не очень умело, но искренно, ничего не наигрывая. Вообще детские кастинги проводить очень трудно, особенно с пяти-шестилетними. Их родители всегда знают, как те должны играть, принимаются мяукать, сюсюкать дурными голосами, и дети приходят наигранно-заигранными. Наши же сельские ребятки нигде не снимались, так же как и девочка, сыгравшая роль приемной дочери главного героя. Мне хотелось, чтобы она выглядела как блокадный ребенок, была очень простой, немножко волчонком, и Аня Сорока, по-моему, переиграла всех артистов. Живая, страстно желавшая играть в кино, очень чуткая, готовая ко всему, даже взрыву, раздавшемуся за ее спиной.

— Вас изменила эта работа?

— Я повзрослел. Тут мы совпали с Бухаровым. Перед началом я спросил: «Саша, как ты намерен выдержать эти полтора месяца?» Он сказал: «Очень просто, я хочу постареть к концу фильма...» Так и случилось, я тоже морально постарел, скукожился, мне долго снилась война, но сейчас пришел в себя, отпустило.

— Как распределили полномочия в режиссерском тандеме с Михаилом Вассербаумом?

— Почти все актерские сцены делал я, а потом приболел, и к созданию картины подключился Миша. Мы все время созванивались, но не мониторили картинку в четыре глаза. Он достойно справился.

— Не было соблазна снять кино на месте событий?

— Нет, из-за сложностей логистики и сжатых сроков мы предпочли Крым. В окрестностях Симферополя нашли схожие места, постарались воссоздать обстановку поселка и его атмосферу, вплоть до цвета домов и заборов, даже достраивали газовые трубы.

— Собираетесь показать ленту луганчанам?

— Непременно, ведь в базу сайта «Миротворец» меня уже внесли.

— Сценарий менялся в процессе съемок, чей персонаж потребовал большего раскрытия?

— Герой Алексея Кравченко. Его герой — лидер ополченцев — должен был погибнуть при взрыве Луганской администрации. Мы поняли, что нам жалко потерять такого колоритного Грицая, и он остался на войне. Не меньше внимания притягивали «плохиши», уголовники-мародеры. С ними было интересно работать, и они с таким удовольствием перевоплощались в подонков, что я интересовался у Гены Яковлева, игравшего до того лишь положительных героев: как ты потом по улицам ходить будешь? Важную ноту внесла прекрасная актриса из Белоруссии Марина Денисова, сыгравшая жену персонажа Бухарова. Она прекрасно раскрылась как драматическая актриса, а до этого снималась в мелодрамах. Я всеми очень доволен.

— Ваши любимые военные фильмы...

— Глубочайшее впечатление оставил «Иди и смотри» Климова, где впервые снялся Кравченко, и «Они сражались за Родину» Бондарчука. Еще назову «...А зори здесь тихие» Ростоцкого, но я не люблю его пересматривать — страдаю по погибшему отряду прекрасных девочек.

— Над чем работаете?

— Делаю сериал для Пятого канала, чтобы дать себе творческий отпуск и одновременно не забывать профессию. Это немножко сказка, забавная вещь — вроде моей предыдущей телекартины «Чужой район», с хорошим юмором, добрыми людьми и дурацкими преступлениями. А потом я снова вернусь в серьезное кино.


«Солнцепек». Россия, 2021

Режиссеры: Максим Бриус и Михаил Вассербаум

В ролях: Александр Бухаров, Алексей Кравченко, Владимир Ильин, Максим Дахненко, Марина Денисова, Анна Сорока, Светлана Терентьева, Геннадий Яковлев, Глеб Борисов, Александр Марушев

18+

Автор
Алексей КОЛЕНСКИЙ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе