Проект этической хартии русского кино

Минкультуры РФ опубликовало проект этической хартии кинематографистов. Этот документ предлагал создать Владимир Путин в мае этого года, для того чтобы государство смогло ориентироваться в своей стратегии поддержки кинематографии. 

Этическую хартию подготовил Союз кинематографистов, который для выполнения поручения президента организовал рабочую группу. В её состав в числе прочих вошли режиссёры Карен Шахназаров и Марлен Хуциев. Непосредственную разработку положений хартии поручили молодёжному центру СК.

Надо заметить, что документ этот носит рекомендательный характер и не имеет юридической силы. Однако предполагается, что он должен определять, на какие фильмы государство в будущем будет давать деньги, что посерьёзнее любой цензуры. Итак, что определили важным кинематографисты?

Во-первых, блюсти внутреннюю ответственность перед собой и обществом за выбор тем и методов их воплощения. Предлагается без крайней художественной и идейной необходимости не демонстрировать в кинопроизведениях нарушения законодательства РФ, сцены жестокости, насилия, агрессии, порнографии, употребления алкоголя, табака и наркотиков, не использовать ненормативную лексику.

Во-вторых, охранять фундаментальные устои и безопасность общества, не наносить им вред созданием и демонстрацией кинопроизведений. Осознанно и с уважением относиться к традициям, истории и символике Отечества, бережно относиться к историческим фактам и биографиям выдающихся людей, избегая грубых искажений и нарушений в угоду сиюминутной моде. Не допускать неподобающего, оскорбительного использования религиозных и священных символов, унизительного отношения к священнослужителям традиционных конфессий, оскорбления чувств верующих.

В-третьих, руководствоваться высокими художественными, этическими и эстетическими идеалами и принципами. Способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к Отечеству, особенно у молодого поколения. Поддерживать в кинематографических произведениях идеи соборности, коллективизма, нестяжательства и других основополагающих гуманистических традиций, так полно выраженных в произведениях отечественных писателей и философов.

В-четвёртых, поддерживать высокий профессиональный уровень, соответствующий наилучшим традициям отечественного и мирового киноискусства. Взвешенно соотносить зрелищность и развлекательность фильмов с их духовным наполнением и общественным значением. При обозначении проблемы в фильме указывать на возможные пути её решения, либо направлять зрительское сообщество к размышлению над её решением. Не ограничиваться привычными стандартами киноязыка, вести поиск новых форм, что является необходимым условием развития отечественного и мирового кинематографа.

В-пятых, уважать права и достоинство личности, утверждать ценность человеческой жизни. Не допускать дискриминации по национальному, расовому, половому и иным признакам. Противостоять пропаганде терроризма, экстремизма, сепаратизма и расовой нетерпимости. Не допускать романтизации суицида и смерти в рамках субкультур и тоталитарных сект.

Однако это не всё. В конце июля альтернативная общественная организация «Киносоюз» во главе с режиссёром Андреем Прошкиным выступила с резким протестом против создания хартии — в особенности «руками самих кинематографистов».

Также параллельно с хартией, подготовленной молодёжным центром СК, родилась на свет ещё одна хартия, на сей раз в Гильдии продюсеров. Она немного о другом. Так, в продюсерском варианте сказано о недопустимости любого вида цензуры и фактически постулируется, что контроль над содержанием кинокартины целиком зависит от «нравственной самодисциплины автора». То есть от самого продюсера, который находит на картину деньги (как правило, государственные) и определяет, каким контентом её набить.

Ещё продюсеры сочли необходимым отметить, что сцены сексуального характера и насилия в кино являются его неотъемлемой частью и служат исключительно для раскрытия образов. Также необходим противоречивый и спорный с точки зрения морали материал, конечно, если он служит не цели тупо оскорбить или унизить зрителя, а имеет высокую художественную ценность.

Продюсеры полагают, что режиссёр «должен быть верен внутренним убеждениям и личным духовным ценностям... Изображать добро и зло, основываясь на собственных убеждениях, а не на рыночной конъюнктуре. Действиями героев также должна руководить их глубокая внутренняя мотивация, а не принятые в обществе стереотипы».

Также хартия Гильдии продюсеров требует защищать свободу слова, под которой понимается создание произведений на любую тему, в том числе «причиняющую моральный дискомфорт», поскольку «мораль отлична от этики, зависит от времени и места, имеет религиозные корни, а этика — общечеловеческие».

Андрей Каменецкий

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе