Про монахов и бесов

Уже неделю думаю о новом русском фильме «Монах и бес» и не понимаю, как его описать.
Вроде как все просто — история о монахе, святом, для кого-то юродивом, скитавшемся по монастырям в XIX веке. 

Был искушаем бесом, пытавшим его, глумившимся над ним. А в окончание, после всех попыток склонить святого в грех, и попыток неудачных, бес в обличье уже конкретного человека приходит в монастырь, откуда монах пошел в свое главное испытание, в качестве… монаха. 

А на самом деле фильм Николая Досталя с актером Трибунцевым в главной роли примечателен очень тонким и совершенно нехарактерным для киношного истеблишмента видением русской святости. Речь идет даже не о роли монашества — кроме Трибунцева, остальные монахи монастыря X показаны отнюдь не истовыми радетелями за святость, наоборот — как, скорее, православные обыватели, радеющие, скорее, за сбор осеннего урожая грибов в соседнем лесу, нежели за спасение чьих-то душ или даже Отчизны. 

Даже не поняли, что усталым транзитером, остановившимся на сутки в обители, был не кто иной как Царь, будущий Освободитель от крепостного права. 

Но в роли Трибунцева (извините, я выделяю роль, а не физического актера, так у меня было всегда) показан всё же физический образ русского человека, кстати, описанный неоднократно в национальном фольклоре да в книгах классиков (например, про подковывавшего блоху мастеровитого мужчину). 

Да, смешной, да, странный, да, нечесаные волосья, а если надо, то и двух генералов на острове прокормит, и Евпатием Коловратом станет, и блоху подкует, и в -30 на дрезине доедет до места повреждения полотна и оное починит, да и в Донбассе Мотороллой предъявится. Фильм «Монах и бес» лишь вербально перекликается с острой драмой картины «Остров», с жизненным гением Петра Мамонова (в отличие от Трибунцева Мамонов не актер, но, несомненно, личность, да и не играл он). 

Оба фильма о православии и его странных, для неподготовленного зрителя, формах проповеди, благости, подвига и самопожертвования ради других. Но обе картины, несомненно, доказывают, извините, эффективность ДОБРА. 
Автор
Андрей Малосолов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе