Посвист Охлобыстина

"Соловей-разбойник" (2012). Режиссер: Егор Баранов. В ролях: Иван Охлобыстин, Евгений Стычкин, Оксана Фандера, Игорь Жижикин, Сергей Бадюк.
Продюсеры: Любовь Калинская, Виктор Алисов, Геннадий Меркулов, Иван Охлобыстин.
Студия "Ортодокс", кинокомпания ДК. Россия, 87 мин. Бюджет не указан.

На российские экраны выходит "Соловей-разбойник" — проект, в котором неутомимый Иван Охлобыстин выступил в качестве исполнителя главной роли, сценариста и продюсера.
В режиссерское кресло отец Иоанн не садится с 1992 года, так что в нем очутился Егор Баранов, свежее лицо в российском кинобизнесе. Пока он отметился только постановкой черной комедии "Самоубийцы", которая довольно неплохо выступила: при бюджете $800 тыс. заработала в российских кинотеатрах $1,9 млн, показав коэффициент кассового успеха (ККУ) 2,37 — для дебюта и скользкой темы весьма недурно. Новая работа Баранова, она же первое за два года выступление Охлобыстина-сценариста в полном метре, обозначена как комедийный экшен с харизматичной и эксцентричной фигурой во главе истории. Сюжетные ходы в таких фильмах обычно не несут такой смысловой нагрузки, чтобы всерьез их обсуждать, зато большое внимание уделяется диалогам и гэгам. Если опираться на трейлер, который в единственном экземпляре кочует по интернет-ресурсам, то по части смешного у "Соловья-разбойника" все должно быть более или менее в порядке. По крайней мере, поклонники сериала "Интерны" в частности и сурового юмора И. И. Охлобыстина в целом останутся довольны.

Сценарист и продюсер проекта делится информацией о нем уже довольно давно — его первые интервью о фильме появились еще летом. Со свойственной ему скромностью и осторожностью Охлобыстин описывает "Соловья-разбойника" как "красивую эпическую историю о том, что если ты достигаешь определенного уровня развития своей личности, то обязан подчинить себя служению народу". А в беседе с корреспондентом телеканала "Москва 24" он сообщает, что сценарий этот написал еще семь лет назад специально под себя и что картина в результате "умяла Гая Ричи и Тарантино на нашем евразийском секторе", а также заставила плакать от зависти и бессилия создателей свежего "Бонда". Хочется надеяться, что эти блестящие качества позитивно скажутся на прокатной судьбе фильма, поскольку в последние годы постановки по сценариям Ивана Охлобыстина, скажем так, не всегда приносили большие деньги из кинокасс. Например, срежиссированная Гариком Сукачевым история "Дом Солнца" 2009 года, снятая за $3,7 млн, заработала в России $69,9 тыс. (ККУ 0,018) — в титрах Иван Иванович попросил себя не указывать (видимо, почувствовал неладное), но в официальной фильмографии проект значится. Самое масштабное выступление Охлобыстина-сценариста в нулевых — дорогостоящая ($10 млн) постановка "Параграф 78" Михаила Хлебородова — тоже оказалось не оценено зрителями: первый фильм собрал $4,9 млн, второй — $2,7 млн, то есть среднее значение ККУ — 0,38, провал-с. Чуть лучше получилось с фильмом "Антикиллер Д. К.: Любовь без памяти" Эльдара Салаватова, где Охлобыстин занимался сценарием вместе с мощной компанией — Даниилом Корецким, Юсупом Бахшиевым, Денисом Неймандом, Константином Мурзенко и Михаилом Ефремовым. При бюджете $2,5 млн проект смог собрать $2,1 млн, слегка не дотянув до самоокупаемости: ККУ получился 0,85. Положение могли бы поправить цифры сборов у комедийных постановок "ДМБ" и "Даун Хаус". Одна беда: в начале 2000-х, когда они вышли, хорошим тоном считалось не публиковать данные о бюджете и заработках. Так что никаких финансовых достижений они предъявить не могут — одни только культовый статус и цитаты, ушедшие в народ.

Впрочем, обнадеживающим обстоятельством для Ивана Охлобыстина и его "Соловья-разбойника" является то, что в списке самых кассовых постановок российского кино за десять лет комедии занимают три позиции, в том числе верхнюю. Возглавила список "Ирония судьбы. Продолжение" Тимура Бекмамбетова. Вышедший в прокат 31 декабря 2007 года ремейк самой узнаваемой новогодней комедии, которому на производство хватило $5 млн, принес своим создателям $55,6 млн, показав аккуратный и более чем достойный ККУ 11,12. Понятно, что продолжение "Иронии судьбы" находится на первом месте и в топ-5 самых кассовых российских комедий.

Далее в рейтинге идет "Самый лучший фильм" производства Comedy Club. Попытка создать пародийную буффонаду на материале местных и зарубежных блокбастеров в первый уикенд проката побила все мыслимые рекорды, заработав 403,87 млн руб. и обогнав не только "Иронию судьбы. Продолжение", но и "Пиратов Карибского моря: На краю света", однако уже во второй уикенд потеряла 72% в количестве зрителей. И вообще, "Самый лучший фильм" и два его продолжения некоторые киноведы называют главной причиной, по которой зрители растеряли доверие к отечественному кино. Тем не менее собранных $30,4 млн при бюджете $10 млн ($5 млн на производство и столько же на PR-акции) и ККУ 3,04 фильму хватило для второго места в нынешнем топ-5.

Третье и четвертое места достались новогодним постановкам "Елки" и "Елки-2" — правда, в обратном порядке: сиквел выступил лучше оригинала. Оба фильма, как известно, спродюсированные Тимуром Бекмамбетовым сборники новелл, поставленные разными режиссерами. Первый опыт "новой праздничной комедии" вышел в 2010 году, стоил $5,6 млн, в прокате смог заработать $23,3 млн. Легко догадаться, что при ККУ 4,17 любой трезвомыслящий продюсер захочет продолжения, и спустя год появились "Елки-2", постановка немногим более затратная (бюджет $5,8 млн), но заметно более прибыльная: $26,2 млн сборов и ККУ 4,51.

Замыкает пятерку самых кассовых комедий еще один результат вторжения специалистов по телевизионным скетчкомам на территорию полнометражного кино — "Наша Russia. Яйца судьбы". Постановка, которую смело можно называть бенефисом Сергея Светлакова и Михаила Галустяна, в производстве стоила $2 млн, а заработала $22,2 млн, показав практически такой же ККУ, как у лидера топ-5, — 11,1.
Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе