Первый фильм Пичула посмотрела вся страна, последний — считанные киноманы

Счастливая судьба режиссера Василия Пичула, о кончине которого стало известно накануне, с годами обернулась трагедией.
Счастливой она была потому, как прославился он очень рано, в 27 лет, и так, что ого-го!.. 

Его «Маленькая Вера» — наряду с «Интердевочкой» — стала одним из последних суперхитов союзного проката, приведя в кинозалы одну пятую гигантской страны и вызвав в народе самое живое обсуждение. Совсем молодой паренек, дебютант, решился показать страну такой, какой она была на самом деле, а не в радужных представлениях чиновничьего аппарата. Это была невероятно наглая, скандально правдивая, а главное — беспредельно талантливая картина. Едва войдя в кино, Пичул сразу оказался классиком.

В 1989-м, когда картина шла по экранам, его, конечно, обвиняли во всех смертных грехах, начиная с распущенности — но уже тогда думалось: после «Маленькой Веры» и жизнь, и кино уже никогда не будут прежними. Кто-то называл это снятием моральных барьеров, кто-то — очередным гвоздем в гроб Советского Союза. Но не это ли счастье для художника — видеть, что его творение не просто замечено, но получило столь могучий отклик?..


Кадр из фильма «Маленькая Вера»

Другой вопрос, был ли Пичул рад тому, что его работа не растеряла актуальности и спустя многие годы. За исключением ряда нюансов и с естественной поправкой на реалии эпохи «Маленькая Вера» совершенно не устарела: выписанные в ленте характеры узнаются и сегодня, подобные события могут произойти в любом российском городке прямо сейчас. О таком снимают и сейчас, только вот новые фильмы, идущие с шедевром 80-х одним курсом, практически не получают более аналогичных «дивидендов». То, что когда-то воспринималось с экрана как Открытие, давно уже стало в нашем кино обыденностью, постепенно превращаясь в едва ли не музейную — фестивальную — редкость. Современным кинотеатрам отечественная «правда жизни» не нужна: зрители злободневные картины, считается, не смотрят. Выйди «Маленькая Вера» в 2015-м, она рисковала бы остаться попросту незамеченной.

Трагедия Василия Пичула в том, что в истории нашего кино он так и остался режиссером одного хита, не сумев реализовать свой потенциал в полной мере - так, как того, несомненно, заслуживал. На волне первого и столь ощутимого успеха, он успел снять и выпустить заслуживающую внимания картину «В городе Сочи темные ночи» — и хотя определенный интерес к ней со стороны масс еще был (массы ждали новых «разоблачений»), кинотеатральный прокат уже разваливался на глазах, ненамного опережая развал самого государства. Наступили новые времена — в которых кино Пичула оказалось невостребованным: и без того было страшно.


Кадр из фильма «Маленькая Вера»

Режиссер попытался поймать переломный нерв в «Мечтах идиота», метко подметив родственность 90-м классического «Золотого теленка». Но шутки над миллионерами и жуликами не удались — ибо под видом комедии снимал Пичул, конечно же, очередную свою драму об оказавшихся лишними людях, а синтезу двух задач помешали обстоятельства непреодолимой силы. Тем не менее, он продолжил попытки то ли преобразовать развлекательное кино, то ли подмять под себя жанр — со значительными перерывами выпустив криминальную как бы комедию «Небо в алмазах» и как бы мюзикл «Кинофестиваль». И если первая из этих работ хоть как-то где-то засветилась, то судьба второй горестна и печальна: после премьеры на Московском кинофестивале фильм просто пропал, самым буквальным образом. Число зрителей, его увидевших, вряд ли составит даже население крохотного поселка городского типа — сущий мизер по сравнению с масштабами страны, некогда Пичулом с лету покоренной.

Можно, конечно, сказать, что режиссер вновь нашел себя и контакт с аудиторией на телевидении — но это будет большим преувеличением. Да, в какой-то момент он подхватил телевизионный суперпроект «Старые песни о главном», сняв его третью часть, заключительную — и худшую. Да, он причастен к таким знаковым для нашего ТВ островкам политической сатиры как «Куклы» и «Мульт личности» — но вряд ли кто-то всерьез станет полагать, что их успех обусловлен именно его именем. А уж поставленные им сериалы и вовсе не в счет: названия вроде бы есть, а эффекта…


Кадр из фильма «Маленькая Вера»

В связи с уходом Василия Пичула нельзя не вспомнить и недавнюю кончину Бахтиера Худойназарова — мастера, который шел совсем по иному пути, но также не получил возможности сделать и половины задуманного. Их лучшие годы пришлись на суровое время как для страны, так, понятное дело, и для кинематографа, а 21-й век оказался к ним неприветлив. И если Худойназаров все-таки предпринимал титанические усилия для поднятия своих проектов, то Пичул вернуться в большое кино больше не смог. Оставшись в нашей памяти тем сверхуспешным дебютантом, что сумел потрясти СССР и готов был в будущем свернуть любые горы.

Как жаль, что судьба распорядилась иначе.
Автор
Максим Марков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе