«Патриарх сказал, что мы ничего не исказили»

Громкая премьера на Пасху: в широкий прокат выходит новый фильм Владимира Хотиненко "Поп". "Огонек" поговорил с режиссером накануне премьеры. 

— Премьера вашего фильма состоится в храме Христа Спасителя. Не слишком ли претенциозно? 

— Это выбор прокатчиков — Первого канала и компании "20th Century Fox". Ну а им интересно, чтобы все прошло необычно, и я их понимаю. Только надо быть точным: что касается самого храма, то он не приспособлен для кинопоказа в принципе, речь идет не о культовом объекте, а о помещении зала церковных соборов. Насколько я знаю, его специально оборудуют для этого показа необходимой аппаратурой. 


— Что за история лежит в основе фильма? 

— Работа Псковской миссии во время Великой Отечественной войны. Эту миссию православные священники создали на оккупированной территории: проводили службы, помогали прихожанам и что особенно важно — нашим военнопленным. Поначалу немцев это вполне устраивало. Они благосклонно относились, кстати, не только к церкви, даже открывали школы. Но когда время быстрых побед прошло и ситуация на фронте осложнилась, немцы стали требовать от церкви действенного сотрудничества, например молебнов во славу немецкой армии. И тут начались проблемы, потому что кто-то из священников соглашался, а кто-то отказывался. Когда же пришла наша армия, тех церковнослужителей, кого не арестовали немцы, отправили в лагеря уже свои. 

Материалов по истории Псковской миссии сегодня довольно много, понятно, что нам пришлось выбирать, что включить в картину. Так, в фильм вошла история главы миссии Сергия Воскресенского, который уговорил немцев выпустить детей из концлагеря Саласпилс и раздать их семьям священников и прихожан. Так дети спаслись. 

Нам хотелось показать трагедию этих людей — священнослужителей, которым нужно было выполнять свой долг, зная, что их сочтут предателями. 

— Я слышал, благословение на создание фильма вы получили еще от Алексия II? 

— Действительно, этот проект затевался еще при жизни покойного патриарха. Его отец, тоже священник, был связан с Псковской миссией, и у самого Алексия II сохранились воспоминания о том периоде — ими он поделился с нами. 

Задумав этот проект, я предложил найти хорошего писателя, который, изучив все необходимые материалы, написал бы книгу еще до начала съемок. Александр Сегень написал роман "Поп", прочитав который Алексий II и дал нам свое благословение. 

Кстати, фильм видел и нынешний патриарх Кирилл. Он тоже слышал от своих наставников в Духовной академии рассказы о Псковской миссии. Патриарх сказал, что мы ничего не исказили. 

— Где вы снимали картину? 

— Мы изъездили Псковскую губернию вдоль и поперек, но там все застроено, повсюду современные здания. А нам нужно было красивое место, этакий рай на земле. И мы поняли: проще построить деревню самим. Под Минском с давних пор, когда там еще снимались фильмы о партизанах, есть большая территория, принадлежащая студии "Беларусьфильм". Мы построили там деревню и храм, причем в традициях псковской архитектуры. 

— Как вы работали с исполнителем главной роли Сергеем Маковецким? Говорят, на съемках его консультировал священник? 

— И для меня, и для Сережи это была одна из самых сложных задач — создать правдивый образ священнослужителя. Но у нас был замечательный консультант — игумен Кирилл, который помогал нам в сценах, связанных со спецификой церковной службы. Предвижу вопрос: не давила ли на нас церковь, не вмешивалась ли в съемочный процесс? Нет, даже намека не было. 

С другой стороны, где-то нам пришлось отступить от правды жизни ради художественной правды. Так, у нас священник отказывается отпевать убитых полицаев. По церковным правилам он не имеет права отказаться, кем бы они ни были. Но правда жизни не есть правда искусства, а священники — это живые люди. 

— "Остров", "Царь", "Чудо", "Поп". Что это — мода на православное кино? 

— Если взять общее количество фильмов, выходящих в России, то процент тех, которые затрагивают религиозную тематику, очень небольшой. Однако социальный запрос действительно существует — это особенно видно на примере "Острова". Никто не ожидал, что фильм будет таким востребованным, насколько я знаю, пришлось даже допечатывать копии. 

— А откуда возник этот запрос в стране, где чуть ли не половина населения никогда не посещала церковных служб? 

— Люди просто хотят понять смысл жизни, укрепиться в ней, найти для себя иные ценности помимо зарабатывания денег. 

— А многих страшит сейчас клерикализация общества... 

— Побойтесь Бога, какая клерикализация? У нас атеистическое общество. Постоянно слышу вопросы о введении уроков истории религии в школе. Сто раз уже объясняли, что это пригодится людям, чтобы понимать живопись, музыку... Да большинство сюжетов классической живописи написаны на религиозные темы! Вопрос в том, что где-то это могут сделать неудачно, как у нас в России часто бывает, но суть остается та же: знания о религии нам крайне необходимы. 

— Вы ведете мастерскую во ВГИКе. Как вы считаете, будет ли интересен "Поп" вашим студентам, молодежи? 

— Кому-то будет, кому-то нет. В мастерскую я набираю очень разных ребят. У меня бывают к ним претензии по части образованности, общей культуры, хотя и в этом смысле молодежь стала образованнее, чем лет пять назад,— они больше знают, им многое интересно. А в чем-то я, наоборот, даже учусь у них. 

К тому же я не требую, чтобы им нравилось мое кино. Им даже запрещено называть мои фильмы на вступительных экзаменах — это двусмысленно в любом случае. 

— Ваш фильм кто-то наверняка назовет госзаказом. Как вы относитесь к госзаказу и пропаганде в кино? 

— Спокойно. Знаете ли вы, что "Андрей Рублев" — это был госзаказ, в советское время за него боролись. Госзаказ есть везде, в Америке делают заказные фильмы на деньги Пентагона, и никто не рвет на себе волосы. А много ли у нас таких фильмов? Да пока не очень! Значительно больше хлама, есть много картин, снятых на государственные деньги, где наша страна представлена в не слишком приглядном свете, и ничего, они тоже получают призы на кинофестивалях. Почему бы среди всего этого Вавилона не быть и госзаказу? 

— Вы как-то цитировали Тарковского, что художник не должен быть свободен... 

— Он читал у нас мастер-класс и сказал, если точнее, что художнику свобода не нужна. Андрей Рублев писал свою "Троицу" в условиях жесточайшего церковного канона и создал шедевр — вот, что он имел в виду. И мы получили блестящее подтверждение слов Тарковского: в советское время с его цензурой у нас появилась блестящая плеяда режиссеров, а когда мы получили свободу, оказалось, что никто не знает, куда идти и что делать. Конечно, художнику нужна свобода, но и внутренняя ответственность тоже должна быть. 

Беседовал Кирилл Журенков

Огонек

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе