«Ожидается много блокбастеров»

Что ждет российского кинозрителя в будущем году, рассказала гендиректор Кинорынка


«В Америке 3D – уже отмирающий формат, аттракцион перестал быть интересным. Чтобы привлекать зрителей в кинотеатры, необходимо постоянно придумывать новые «фишки». Может быть, вскоре нам предложат что-то еще», – объяснила в интервью газете ВЗГЛЯД гендиректор российского международного Кинорынка Екатерина Манахова.


5 декабря в Москве открылся российский международный Кинорынок – профессиональный смотр новой кинопродукции, от результатов которого зависит репертуар кинотеатров. О настоящем и ближайшем будущем российской прокатной индустрии газете ВЗГЛЯД рассказала Екатерина Манахова – генеральный директор Кинорынка.


ВЗГЛЯД: Какого кино ждать в будущем году? Ясно ли уже сейчас, какие фильмы станут сенсацией?


Екатерина Манахова: Следующий год – очень многообещающий как с точки зрения российских релизов, так и с точки зрения американских. Ожидается много блокбастеров и много картин, которых давно ждут, в том числе франшиз, то есть продолжений – например, «Елки-2». Перечислять конкретные фильмы не берусь – будет несправедливо, если что-то окажется не названным.


ВЗГЛЯД: Можно ли констатировать, что технология 3D окончательно победила и вошла в обиход повсюду в России, в том числе и за пределами крупных городов?


Е.М.: Да, сейчас 3D вполне доступно во многих нестоличных городах, это уже не новинка. Другой вопрос – насколько далеко продвинутся эти технологии. В Америке 3D – уже в какой-то степени отмирающий формат, аттракцион уже перестал быть интересным. Кино – это развлечение, и чтобы привлекать зрителей в кинотеатры, необходимо постоянно придумывать новые «фишки». Может быть, вскоре нам предложат что-то еще – скажем, фильм «Дети шпионов» в 2011 году вышел в формате 4D.


ВЗГЛЯД: Но, по крайней мере, в России эпоха 3D еще какое-то время продлится?


Е.М.: Думаю, что да, потому что кинотеатры закупают оборудование, оно достаточно дорогое, и необходим какой-то период, чтобы это окупить. Кроме того, зритель в России пока что реагирует на кино в 3D адекватно, то есть здесь оно не перестало быть развлечением. Сколько времени эта эпоха будет продолжаться, сказать трудно. И что придет на смену 3D, тоже пока непонятно.


ВЗГЛЯД: А IMAX – это, насколько можно понять, не принципиальное новшество, а лишь модификация уже существующего формата?


Е.М.: Да, это специальный вид съемок, особая дополнительная технология, позволяющая смотреть фильмы в 3D на очень большом экране.


ВЗГЛЯД: В сфере кино сейчас возникают те же вопросы в отношении дистрибуции и доступности, что и, например, в сфере музыки. Многие фильмы, выходящие в прокат, оказываются в Интернете, благодаря чему любой желающий при наличии минимальных пользовательских навыков может посмотреть их бесплатно. Может ли это как-то повлиять на посещаемость кинотеатров?


Е.М.: Пиратство, естественно, существует и никуда не девается. Раньше боролись с нелегальной продажей DVD, устраивали антипиратские рейды. Сейчас, когда все переместилось в Интернет, бороться с незаконной дистрибуцией стало сложнее. Но что и где смотреть – это, во-первых, вопрос сознательности зрителя, а во-вторых, вопрос полноценности восприятия. Все-таки есть фильмы, которые однозначно требуют широкоэкранного воспроизведения – звук и спецэффекты там такого качества, что домашнее видео не может их в полной мере передать. Интернет, конечно, наносит определенный ущерб кинопрокату, но не в критичном масштабе. Посещаемость кинотеатров снижается, но реальной угрозы их функционированию нет.


ВЗГЛЯД: Но речь не только о пиратстве – некоторые авторы сами выкладывают свои фильмы в Сеть.


Е.М.: Если контент оказывается в Сети легально, это совсем другое дело. Все-таки у нас в стране всего две с небольшим тысячи залов, а на рынок выходит огромное количество проектов. Далеко не все доходит до зрителя через кинотеатры. Кинопрокат связан с определенными затратами – в частности, на рекламу. А также на выпуск и тиражирование копий (в случае цифрового носителя, где этой статьи расходов нет, какие-то технические затраты все равно присутствуют). Поэтому некоторые продюсеры считают, что им выгоднее использовать интернет-платформу и получать прибыль с этого сегмента рынка. Как вариант это работает. Если же фильм появляется в Сети без ведома продюсера за неделю до выхода на широкие экраны, то это, само собой, портит его прокатную судьбу.


ВЗГЛЯД: Иногда, хоть и редко, некоммерческие российские картины получают призы на зарубежных фестивалях – скажем, в этом году широко обсуждавшийся фильм Андрея Звягинцева «Елена» был премирован в Каннах, хоть это была и не главная премия. Такие «галочки», свидетельствующие о мировом признании, по-прежнему никак не влияют на прокат и на сборы?


Е.М.: Конечно, они дают какой-то импульс, но напрямую на результаты бокс-офиса влияния не оказывают. Есть, правда, отдельные интересные примеры из истории проката зарубежных картин – скажем, фильм «Миллионер из трущоб» получил массу «Оскаров», и это подстегнуло интерес к нему в России.  Но в большинстве случаев, особенно когда дело касается российских проектов, международные призы – это лишь некий плюс к реноме фильма, к его имиджу, но они не меняют его судьбу и не влияют на капитализацию.


ВЗГЛЯД: То есть фильм Звягинцева, к примеру, всегда будет занимать принципиально иную нишу, чем «Высоцкий».


Е.М.: Да, конечно. «Высоцкий» вышел тиражом более тысячи копий и с огромной рекламной поддержкой. А картины Звягинцева, безусловно, интересны, и их художественная ценность неоспорима, но здесь нет сопоставимого рекламного ресурса и нет настолько массовой аудитории, которая бы эти картины смотрела.


ВЗГЛЯД: Что представляет собой Кинорынок как мероприятие в отличие от кинофестивалей, и какие результаты он дает?


Е.М.: Ну вот, скажем, сочинский «Кинотавр» – это крупнейший смотр российского кино, Московский международный кинофестиваль – это фестиваль категории А, на котором представлены фильмы со всего мира. А Кинорынок – это бизнес-мероприятие, на котором кино продается и покупается. Компании, которые представляют на рынке свои фильмы, заявляют о намерении показать то или иное кино, и делается это задолго до перехода к стадии проката. Фильмы демонстрируются профессиональной аудитории – представителям кинотеатров, чтобы они могли спланировать свой репертуар. Вся программа Кинорынка составляется из того, что в ближайшее время выйдет на экраны, а что, где и как конкретно будет показываться, как раз зависит от реакции представителей кинотеатров.


ВЗГЛЯД: С мая 2010-го в кинотеатрах страны введена единая система учета продажи билетов. Оправдала ли она себя?


Е.М.: Да, контролировать денежные потоки стало легче, и данные по продажам стали доступнее.


Кирилл Решетников


Взгляд


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе