Шедевр грузинских мастеров: режиссера Резо Чхеидзе, сценариста Сулико Жгенти. Историю про большую войну и… Георгия Махарашвили, сыгранного прекрасным актером Серго Закариадзе.
Фильм "Отец солдата" — большая удача провинциальной советской киностудии. В те, теперь уже далекие времена, в каждой из пятнадцати советских республик построили свой местный Голливуд. Но картины, снимавшиеся там, редко выходили на всесоюзный экран, они не блистали художественным достоинством и редко могли претендовать на какой-то успех.
А вот история, рассказанная в фильме студии "Грузия-фильм", — убедительна. Война подошла к самым границам Грузии. Суровый пожилой крестьянин-грузин Георгий Махарашвили отправляется в госпиталь — к сыну, и… проходит всю войну, чтобы сына увидеть.
Сначала на старой машине, которую односельчанам пришлось заводить "с толчка", потом на поезде, прицепившись снаружи. Какое-то время даже на телеге: подсел к беженцам. Те его спрашивают: "Чего ты не на фронте?" Он отвечает, показывая на морячка возницу: "Ты молодой, должен воевать". Потом оказывается, что и тот не должен, — безногий.
Беженцы "вошли в положение", со старика денег не взяли после того, как он рассказал куда и зачем едет, довезли до госпиталя. Но там — дежурный. Георгий по-русски двух слов связать не может. Ему втолковывают: сына его в госпитале уже нет — выписали. Но старик не хочет верить. Рвется в палату — столько добирался, обидно не увидеть. Там, где раньше был сын — уже другие раненые. Они надоумили Георгия: "Ты поезжай в Демидово, там танковая часть, и твой сын!" Старик, наученный горьким опытом, сомневается. Но солдаты ему: "Покажешь фотографию сына, тебя и пропустят!"
Никто старика в зону военных действий не пропустил. Но он опять встретил веселого солдатика, который после ранения несколько дней не говорил, а теперь никак не наговориться. И контуженный советует: ты садись и поезжай куда надо на товарняке, я так еду. "Не могу, — отказывался дисциплинированный, законопослушный Георгий. Но вот проходит поезд — можно ехать. Старик подумал и заскочил.
Их скоро сняли с поезда с оружьем. Хорошо, что не расстреляли "по законам военного времени". Повели под ружьем. Полковник объяснил Георгию: "Не надо вам ехать в Демидово. Там уже враг!". Ночью Георгий услышал шум танковых моторов, выскочил, стал звать сына, но ни один из танков не остановился. А утром начался обстрел. Беженцы выскочили из избы. Заблудился старик. Попал под пули. Идет бой, а он — хлеб тушит своим пиджаком. Попав на фронт, отец солдата пристал к боевой части. Были "сыновья полков", а этот стал "отцом полка" для того, чтобы найти сына уже в Берлине, перекинуться с ним парой слов и… увидеть его гибель.
Успех фильму принес рассказ о поступке. Над характером Серго Закариадзе работал много лет, "фильтруя тысячи наблюдений для того, чтобы пятьдесят из них попали на экран". А поступок — это то, о чем думают многие отцы, но мало кто решается. В основном на поиски солдат отправляются матери или бабушки, как, например, в недавнем фильме Александра Сокурова "Александра", где снималась Галина Вишневская.
Серго Закариадзе получил за работу фильме "Отец солдата" Приз за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Москве, в 1965 году Премию Ленинского комсомола и Ленинскую премию 1966 года. Но это призы профессионального сообщества. В народе он стал Георгием Махарашвили — отцом солдата, которому через несколько лет в Грузии поставили памятник. Возможно, это один из первых памятников киногерою.
Режиссеру Ревазу Чхеидзе на фестивале в Риме в 1966 году вручили Премию "Капитолийский Юпитер", а в 1970 году Премию Ленинского комсомола Грузинской ССР. Сценарист фильма Сулико Жгенти в будущем еще не раз создавал легенды. По его сценарию в начале семидесятых сняли фильм "Сибирский дед" про грузинского анархиста и революционера, который в двадцатые годы ХХ века устанавливал советскую власть на Дальнем востоке. А в конце восьмидесятых Жгенти написал сценарий фильма "Житие Дон Кихота" по роману Сервантеса.
Некоторое время назад заговорили о том, что Тимур Бекмамбетов собирается переснимать фильм "Отец солдата", ведет переговоры с правообладателями, и, будто бы, наследники Жгенти и сам Чхеидзе категорически против. Время для продолжения легенды еще не пришло.
Хотя, что значит ремейк? Очень напоминает фильм "Отец солдата" картина "Московская жара", снятая в 2004 году культуристом, режиссером и продюсером Александром Невским. В одной из главных ролей снялся британский актер Майкл Йорк, сыгравший человека отправившегося на поиски собственного сына. История есть, а… легенды нет.
Юрий Енцов
Правда