Отечественные мультфильмы, которые номинировались на «Оскар»

«Известия» подобрали пять работ отечественных аниматоров, удостоившихся внимания членов американской киноакадемии.
Кадр из фильма «Мы не можем жить без космоса». 
Фото: kinopoisk.ru


Анимационная короткометражная работа режиссера Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса» (студия «Мельница»), рассказывающая о друзьях, которые мечтают полететь в космос, номинирована на «Оскар» в категории «Лучший короткометражный мультфильм».

За всю историю премии на «Оскар» выдвигались пять отечественных мультфильмов двух режиссеров — Александра Петрова и Константина Бронзита, а один из них даже выиграл премию. Подробнее о них читайте в подборке «Известий».



«Корова»

Дипломная работа и дебютная картина аниматора Александра Петрова «Корова» была номинирована на «Оскар» по итогам 1990 года. Но премию вручили немецким аниматорам Кристофу и Вольфгангу Лауенштейнам за мультфильм «Баланс».

«Корова» — фильм по одноименному рассказу Андрея Платонова, где показана судьба животного глазами ребенка. Корова потеряла своего теленка, и ее горе настолько сильно, что она не может жить дальше. Мальчик хочет облегчить участь коровы, показывая ей свою любовь: он обнимает животное, глядя ей в глаза. Но в итоге корова всё равно осознанно идет на гибель. Прототипом мальчика послужил сын художника Дмитрий, который также является художником-аниматором и работает с отцом. Было сделано огромное количество карандашных набросков, эскизов, и только после этого Александр Петров приступил к «оживлению» образа.

В этом мультфильме Петров впервые воспользовался уникальной техникой «живописи по стеклу», в которой выполнены все его последующие работы. Сложность техники заключается в том, что мультфильм создается на стекле непосредственно в момент съемки. Причем рисует Александр Петров маслом, пальцами или используя кисть.



«Русалка»

На премию «Оскар» по итогам 1998 года была номинирована еще одна картина Александра Петрова — «Русалка». Однако победителем была выбрана работа «Игра Джери» аниматора из США Яна Пинкавы.

Это фильм-притча и фильм-сказка, главными героями которого являются русалка, монах и молодой послушник. Весной во время ледохода послушник видит в реке красавицу-русалку. Затем она снова является ему, желая утащить с собой под воду. Пожилой монах, видя это, понимает, что русалка — это обманутая им в молодости и утопившаяся девушка, желающая отомстить. Когда русалка во время грозы пытается утопить послушника, старик вступает с ней в борьбу, и оба погибают.

Александр Петров не раз признался, что это один из любимейших его фильмов и что ему постоянно снится один и тот же сон: как он доделывает «Русалку», дописывает последние две минуты мультфильма.



«Старик и море»

Лишь с третьей попытки Петрову удалось получить заветную золотую статуэтку: в 2000 году мультфильм «Старик и море» был признан лучшим, обойдя конкурентов из Канады, Великобритании, Норвегии и Нидерландов. Однако официально этот проект был канадско-японским.

Мультфильм снят по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, рассказывающей о борьбе рыбака и гигантской рыбы. Аниматор работал над картиной в Канаде совместно с оператором Сергеем Решетниковым, который впоследствии примет участие в создании еще одного фильма Петрова — «Моя любовь».

«Старик и море» стал первым в истории анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAX.



«Моя любовь»

На «Оскар» по итогам 2008 года был номинирован фильм Петрова «Моя любовь». Но на этот раз победа осталась за картиной «Петя и Волк» Сьюзи Темплтон из США.

Сценарий основан на романе Ивана Шмелёва «История любовная». Действие происходит в XIX веке в Москве. Мультфильм повествует о первых любовных переживаниях гимназиста Антона, который мечется между утонченной, несмотря на свое крестьянское происхождение, горничной Пашей и порочной Серафимой. 

Мультфильм Петров снимал 3 года. Целый год режиссер искал нужный типаж мальчика, бродя по вокзалам страны. А потом вдруг увидел приятеля сына, переживавшего первую влюбленность, и понял, что нашел главного героя.

При создании картины аниматор применил компьютерные технологии. Но они не использовались как творческий инструмент, а служили только средством контроля процесса создания мультфильма.



«Уборная история — любовная история»

В число номинантов на «Оскар» по итогам 2009 года вошел мультфильм «Уборная история — любовная история» Константина Бронзита. Но победу одержала японская картина «Дом из маленьких кубиков» Кунио Като.

История, которая легла в основу сюжета, реально произошла в жизни, и режиссеру ее рассказал друг. Действие происходит в общественном туалете. Уборщица лет пятидесяти всё время читает на работе глянцевый журнал «Счастливая женщина», не обращая внимания на многочисленных посетителей. Она мечтает о романтических отношениях, о большой любви, и вдруг возле ее окошка начали появляться букеты цветов. Главная героиня картины начинает искать и обретает своего странного ухажера среди посетителей уборной. А финальный титр сообщает зрителям, что общественному туалету требуется новая уборщица.

Мультфильм нарисован черными чернилами на кальке, а единственный цветной элемент в фильме — красные, синие, оранжевые букетики.
Автор
Ольга Завьялова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе