От Балабанова до Ривза: как ярославец Андрей Валенцов покорил мировой кинематограф

Ярославцы — талантливые люди, поэтому уроженцев нашего края можно встретить среди знаменитых спортсменов, актеров и политиков. 

Но есть те, кого никогда не увидишь в фильме, проморолике или музыкальном клипе, ведь они работают за кадром. Один из них — оператор Андрей Валенцов, чьи работы высоко оценивают как в американской Киноакадемии, так и на старейшем международном кинофестивале в Венеции. В его послужном списке работы с Андреем Кончаловским и Алексеем Балабановым, фильм с Киану Ривзом, крупные проморолики и международные проекты.


Андрей родился в Ярославле, учился в четвертой школе с английским уклоном. Планов по работе в кино Андрей не строил, а, как и любой мальчишка, мечтал стать спортсменом.


— Я после школы поехал заниматься дайвингом в Египет и думал, что буду зарабатывать себе этим на жизнь. Но однажды раздался звонок, и меня знакомая из Санкт-Петербурга пригласила поработать на съемках в операторскую группу: готовил площадку рано утром, разбирал вечером. В тот момент я посмотрел, как выглядит работа изнутри, и решил стать оператором. Понял, что, кажется, здесь мое призвание. Поэтому, куда идти учиться, сомнений не было, я выбрал университет кино и телевидения в Санкт-Петербурге. Сперва учился на платном, но за первый год упорной работы получилось показать хорошие результаты и вырасти над собой, в том числе первым на курсе удалось собрать портфолио кадров, которое нужно сдавать в конце года. В итоге мои старания оценили по достоинству, я получил президентскую стипендию от тогдашнего главы государства Дмитрия Медведева и продолжил учебу уже на бюджете, — вспоминает Андрей Валенцов в беседе с корреспондентом ЯРНОВОСТЕЙ.

Важную роль в карьере Андрея Валенцова сыграл российский кинооператор Александр Симонов, с которым он познакомился, будучи младшим в операторской группе. Именно Симонов стал приглашать Андрея на проекты Алексея Германа-младшего, Алексея Балабанова и Андрея Кончаловского.

— На съемочной площадке приходилось решать довольно нетривиальные задачи. Тогда только стали появляться у нас цифровые камеры, а особенно вместительных карт памяти не было, то есть на них помещалось порядка 500 гигабайтов материала. Компьютеры тогда работали только с протоколом USB второго поколения, а пропускная способность у него невысокая. А так как приходилось снимать с флешек по несколько копий отснятого материала, времени на это уходила уйма. Тогда мне в голову пришла идея софта, который оптимизировал бы процесс копирования и проверки целостности файлов. Впоследствии мне приходилось решать и другие сложные задачи, связанные с процессом съемок. Так, например, еще до появления профессиональных дронов мне удалось собрать свой из отдельных деталей: сам выточил раму, прикрепил моторы, подключил немецкую плату управления, передатчик видеосигнала и так далее. Передатчик тот потом пригодился на съемках картины «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, — продолжает Андрей Валенцов.


В 2013 году Андрей уехал учиться в США в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, где нашел единомышленника Влада Аксенова с режиссерского факультета, вместе с которым начал работать над небольшими проектами. Третья их короткометражка Millennium: Eternal Sunrise вызвала настоящий фурор: завоевала внимание критиков и взяла приз на Comic Con в Сан Диего, а также объехала десятки других фестивалей. Всего у короткометражки 32 номинации.

Андрей Валенцов снимал в Санкт-Петербурге фильм с Киану Ривзом Siberia, который в русском дубляже назвали «Профессионал». Это криминальная драма о противостоянии американского наемника и русской мафии. В проект Андрея взяли, потому что режиссеру понравилось, как ярославец владеет камерой, сыграл свою роль и его опыт работы над предыдущими проектами.


— Это невероятное совпадение, но, если так можно сказать, то ранние работы Ривза оказали сильное влияние на меня. И, как выяснилось, в жизни он вызывает не меньшее уважение, чем его герои на экране. Например, график съемок стараются строить вокруг главной звезды. Если начинающий актер может просидеть целый день, потому что у него две сцены утром и вечером, то под известного подстраиваются, чтобы не задерживать его на площадке. Так вот, Киану приезжал на съемочную площадку к началу дня и помогал молодым актерам вживаться в роль, чтобы в кадре они смотрелись аутентично. Хотя понятно, что его об этом никто не просил, да и в контракте вряд ли это было прописано, — рассказывает Андрей Валенцов.

Последней большой работой оператора стал индийский фильм Maidaan — драма о футболе с главными звездами Болливуда. Картина выходит в этом году.


— Индийцы по-настоящему вложили душу в этом проект, снимали его, по-моему, года четыре. Однако в один момент они решили усилить команду: им потребовался человек, который умеет лучше других снимать спортивные события. Поиск по миру привел их к Федору Ляссу, который снимал «Тренера» с Данилой Козловским. Но он тогда жил с Лос-Анджелесе и не мог приехать, поэтому позвонил мне. В итоге я провел в Индии три месяца вместо двух, помогая заканчивать фильм. Там удалось поработать с уникальным оборудованием, например, с камерой Phantom, которая умеет снимать тысячу кадров в секунду. Используют ее в кино очень редко, зато с удовольствием берут для съемок рекламных роликов, — говорит Андрей Валенцов.

Среди примеров ярких работ Андрея можно выделить клипы для группы ДДТ на песни «В магазине» и «Тень на стене». Он снимал рекламу для крупного производителя смартфонов Vivo. А короткометражка Room Tone была отмечена жюри на фестивале в Каннах.

Автор
АДМИНИСТРАТОР
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе