Оксана Михеева, продюсер фестиваля нового российского кино "Горький fest": "Неактуального кино просто не существует"

С 20-го по 26-ое июля в Нижнем Новгороде проходит Второй фестиваль нового российского кино “Горький fest” – один из самых ярких и необычных киносмотров на фестивальной карте России.

Журналист “Культуромании” встретилась с его продюсером – режиссером и сценаристом Оксаной Михеевой, чтобы поговорить с ней о том, что нужно сделать для того, чтобы “Горький fest” не стал по-настоящему горьким.


- Оксана, “Горький fest” идет уже несколько дней – Вы им довольны?

В целом, конечно, да. Хотя всегда есть много рабочих моментов, всегда хочется что-то улучшить – и это нормально. Тем более, что мы пока фестиваль молодой. Молодой, но амбициозный.

- Знаете, мне вдруг сейчас показалось, что Вы по натуре перфекционист. Я права?

Да, но я над этим работаю (смеется). Ведь иногда это очень здорово, но бывают ситуации, когда такая черта характера сильно мешает: возникает напряжение, которое никому не нужно. Так что время от времени я стараюсь себя отпускать. 

- А как Вы вообще попали в фестивальную жизнь?

Я училась на первом курсе ВГИКа – и меня позвали поработать на ММКФ, а после него, что называется, завербовали. Видимо, что-то организаторское у меня в крови. Потом мы много лет делали «Святую Анну» (фестиваль студенческого кино – примечание редакции), случались и разовые фестивали. И знаете, в какой-то момент я попыталась остановиться и сказала себе: «стоп, я же актер, сценарист, режиссер – зачем же я занимаюсь этим?» Но когда я начинала об этом говорить, мне отвечали: «если у тебя что-то получается, то это что-то – твое». И это было еще до того, как появился наш «Горький fest»…

- Кстати, а как он появился? 

Я лет восемь занималась «Святой Анной» и никак не могла понять: почему в Нижнем, в моем родном городе, нет своего киносмотра?! Город-миллионник, всего 400 км от Москвы, отличная логистика... Да, здесь случались какие-то одноразовые истории, но что-то, видимо, не пошло. В общем, я много лет говорила об этом Михаилу Евгеньевичу (Пореченкову, президенту фестиваля – прим. редакции), скулила, ныла, и вдруг нашелся человек, который соединил нас с администрацией города. Кстати, сначала мало кто верил, что у нас все получится. Но для меня это крайне важно: будь на месте Нижнего любой другой регион, может, ничего бы и не было.

- Кстати, у фестиваля довольно провокационное название: например, Никита Михалков на открытии пошутил, что хотел бы, чтобы у жюри не было повода сказать, что это был очень горький fest…

А с названием у нас вообще очень неожиданно получилось. Нам надо было уже представлять фестиваль, а идей не было. И тогда я набросала парочку рабочих вариантов, в том числе и «Горький fest». Ведь в нем и отсылка к Максиму Горькому, и город так раньше назывался. В итоге, решили его временно оставить в качестве чернового названия. А оно и прижилось. 

Плюс у нас еще была «приставка» в виде «актуального российского кино», но потом мы ее убрали: ведь, по сути, неактуального кино просто не существует.

- А есть какая-то особенность фестиваля, которой Вы гордитесь больше других?

Главная наша особенность (и главная наша гордость) – конкурс. Он называется «Встряска». В прошлом году мы позволили себе эксперимент: поставили в один ряд фильмы разных форм (полный метр, короткий, веб-сериалы, документальное кино – все они «сталкиваются» в одной программе). Как ни странно, нас поддержали: и участники, и Владимир Хотиненко, который был председателем жюри – им показалось, что это невероятно интересно. Так что в этом году мы по этому поводу даже не переживаем: сейчас это основная «фишка» нашего конкурса.

- То есть дебютант, второкурсник ВГИКа, сняв свою первую короткометражку, теперь имеет шанс победить Михаила Сигала или Алексея Федорченко?

Мне кажется, как раз это и здорово. Мы за талант. И если Ваш условный студент ВГИКа сделал что-то стоящее и в чем-то оказался интереснее мэтра – пусть так и будет.

- А было так, что приходил какой-то именитый режиссер, приносил свой полный метр, а Вы, по каким-то причинам, его картину не взяли?

В этом году мы отбирали из четырехсот проектов, в том числе и уже где-то отмеченных. И да, мне пару раз писали в личку с претензией «а почему мою картину не взяли». Но, простите, мы же не местечковый фестиваль. И я сама режиссер, но никогда не звоню знакомым отборщикам с просьбой пристроить свою работу. Мне кажется, это даже и не очень корректно...

- Оксана, я вижу, что «Горький fest» развивается с какой-то космической скоростью. Например, в прошлом году у смотра было всего четыре дня, а в этом уже семь…

Больше семи точно не будем делать (смеется). Но основная проблема вовсе не в продолжительности. Колоссальная сложность в том, что «Горький fest», с одной стороны, является смотром профессиональным, а с другой – мы и про зрителя не хотим забывать. То есть у нас помимо конкурса еще и очень яркая городская программа: у нас задействовано 13 площадок. Кстати, мы единственный фестиваль, который дублирует конкурсные показы для своих горожан.

- А как Вам кажется, сами нижегородцы это примут? Ведь считается, что далеко не всегда обычный зритель готов смотреть авторское кино?

А это как раз наш новый эксперимент, так что посмотрим. А пока я и в самом деле не понимаю: примут, не примут… Да, мы открыли обычным зрителям двери профессионального мира, но что из этого выйдет – не знаю. У нас пока не очень знакомы с нюансами фестивальной жизни. Например, людей удивляет, что мы везем фильмы, которые уже были в прокате (я говорю сейчас про внеконкурсную программу). Ну так во-первых, мы даем возможность нижегородцам посмотреть на экране отличное кино (наверняка кто-то что-то упустил). Во-вторых, есть шанс пообщаться с авторами и артистами, например, с Костей Хабенским, который представлял «Собибор». В-третьих, мы подбирали фильмы по особому принципу: можно увидеть в один день и «Движение вверх», и документальный проект «Три секунды», снятый на ту же тему – и так далее.

- Оксана, а Вы вообще легко соглашаетесь на эксперимент? Хотя, если честно, я уверена, что да...

О да, я авантюристка по натуре… Хотя у моего любого рискового поступка всегда есть обоснование. И еще я знаю, что ругать будут всегда, так что к критике я тоже готова. Помните, как у Чехова? – «надо себя помнить». Вот я и стараюсь помнить себя.

- Оксана, давайте еще немного поговорим о проблемах фестиваля. А заодно и о фестивальном движении в целом.

Знаете, мы внезапно столкнулись с тем, что некоторые кинотеатры вообще не приспособлены для наших показов: у них нет серверов, они технически не оснащены и так далее.

Что же касается фестивального движения, то беда тут одна – финансирование. К счастью, в администрации Нижнего Новгорода нас понимают, хотя не скажу, что мы достигли того финансового благополучия, что можем делать беззаботный фестиваль.

- То есть денег все равно не хватает?

Понимаете, фестиваль без быта – это не фестиваль. Мне очень хочется, чтобы приехавшие сюда кинематографисты жили в приличных условиях. С другой стороны, любой киносмотр – это мероприятие комплексное. Мы не можем превратиться в классную тусовочку для своих: то, что мы делаем – мы делаем для города прежде всего. Ведь главное, чтобы люди пришли в кино: я сама кинематографист – я знаю, что многие картины до широкого зрителя попросту не доходят. Поэтому помимо мейнстрима мы привезли, например, фильмы «Монах и бес», «Довлатова», сделали ретроспективу Станислава Говорухина, потому что молодежь старые шедевры почти не смотрит, а в рамках фестиваля хоть какой-то процент молодых людей его фильмы увидит. Правда, для проведения такой программы необходима поддержка города, нужен административный ресурс – и очень здорово, что он у нас есть.

- Я также знаю, что в этом году вас поддержало Министерство Культуры… Насколько важна такая помощь для вашего фестиваля?

Прежде всего, это статус, имидж, масштаб. Хотя в прошлом году мы сделали все сами, заявили о себе профессионально – и только сейчас постучались в Министерство Культуры. 

- А как вы относитесь к ситуации, когда каждый город пытается устроить свой собственный фестиваль? Что это: свидетельство развития индустрии или просто чьи-то амбиции? 

Если у киносмотра есть задача развивать кино и показывать его зрителю – тогда это здорово. А если мы имеем дело с обычным чесом, если своей миссии у фестиваля нет – то в таком фестивальном движении я никакого смысла не вижу. 

Кстати, мне несколько раз предлагали сотрудничать и с другими регионами. Но я еще ни одного смотра не взяла. Просто не смогла ответить на вопрос «а зачем»? Ведь денег на фестивалях не заработать…. Здесь же совершенно другая история: это мой родной город, и мне обидно, потому что я вижу здесь абсолютный кинематографический дефицит.

- Да? А в чем он выражается? 

Беда в том, что люди плохо ходят в кино. То есть они идут в основном на прокатные фильмы с хорошей рекламой. А есть определенная прослойка, которая в кино не ходит вообще. То есть кто-то даже не знает, что есть картина «Довлатов», к примеру. Во и выходит, что кроме мейнстрима зрители мало что видят. 

- Может, они просто не готовы увидеть что-то еще?

Я очень верю, что просто не знают. Я прошлым летом даже делала тест: когда меня спрашивали, что посмотреть, я всегда советовала «Аритмию». И не поверите – все были просто в восторге. Но не скажи я им про него – они бы его и не увидели. Понимаете, о чем я?

- Выходит, у фестиваля еще и просветительская функция, так?

Конечно! Плюс нам бы очень хотелось развивать регион как кинематографическую площадку. 

- Кстати, я читала в одном из ваших интервью, что Вы переехали в Москву, потому что заниматься кино в Нижнем Новгороде возможности нет. И это, как я понимаю, случилось не вчера…

Это было пятнадцать лет назад. И ничего не изменилось – совсем. Думаю, проблема еще и в том, что здесь нет образовательной базы. Будь она – появилась бы и киностудия. Все остальное здесь есть: и ресурсы, и возможности, и даже архитектура… 

- Огромный город – и нет киностудии? 

Нет. Здесь есть отдельные энтузиасты, локейшен-менеджеры, кастинг-директора… Но если я захочу снимать фильм в Нижнем, мне придется везти из Москвы оборудование, технических специалистов… В общем, нужно, чтобы база была здесь… Кстати, мы уже всерьез обсуждаем это с городом, пусть и за рамками фестиваля. 

- Но пока решения проблемы нет…

Пока решения нет, но это процесс не быстрый: мы не сможем открыть здесь студию по щелчку пальцев. Нужно объединить наш московский ресурс и местный административный, плюс надо бы сделать так, чтобы люди, отучившись здесь, никуда отсюда не уезжали, а могли работать по специальности именно в своем регионе. Иначе смысла в студии (или в филиале московского вуза) нет никакого.

- Тогда вариантов нет – здесь нужно киностудию строить… 

И она тоже есть в наших планах: мы очень плотно сейчас ею занимаемся. Я вообще езжу сюда каждую неделю, со мной даже проводники здороваются по имени – узнают. «Горький fest» тоже будет развиваться, мы уже анонсировали наш третий фестиваль. Так что надеюсь, что у нас всё получится. 

Автор
Вера Аленушкина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе