Обратная сторона кинопроекта

Восточная Сибирь сделала еще одну заявку на попадание в список кинематографических центров страны. С 31 октября в Иркутске, а также в других сибирских городах начался показ полнометражной комедии «Похабовск. Обратная сторона Сибири».

Похабовск — по замыслу авторов фильма, вымышленный город, своего рода метафорический образ Сибири (название отсылает к имени Якова Похабова, легендарного основателя Иркутска). По ощущениям после просмотра — это «День выборов», только написанный языком КВНа, снятый в стилистике кавээновских же комедий, при этом приправленный лошадиной дозой аллюзий на фильмы Леонида Гайдая, 90-летию которого посвящена картина.

В основе сюжета — борьба за пост мэра. Один из кандидатов — вороватый директор завода ферросплавов — обращается за помощью к московским политтехнологам. Бурная деятельность пиарщиков из столицы (кстати, бывших сибиряков) путает карты всем имеющимся в наличии кандидатам, ставит Похабовск с ног на голову, а заодно меняет жизнь самих временно понаехавших в провинцию. Визуальная составляющая в картине играет второстепенную роль, на первом плане — юмор, воплощенный преимущественно в тексте. Иные эпизоды, кажется, сняты лишь ради удачной шутки, а в структуру фильма вписаны вообще механически. Впрочем, то, что картина иногда напоминает домашнее задание из КВНа, неудивительно: над фильмом работало немало кавээнщиков во главе с главным режиссером Юрием Яшниковым (бывшим игроком «Байкала» и экс-капитаном сборной Иркутска и Улан-Удэ «350»).

То, что фильм постоянно распадается на составные части, ощущается и в построении: до самой кульминации тянется смешная часть, потом наступает внезапная пятиминутка драмы, которая вскоре переходит в изумительный пафос хороших и обманутых, как вкладчики МММ, пиарщиков. Любовную линию жаль особо: проговоренная в диалогах, она вышла не подготовленной визуально и не поддержанной актерской игрой. Как следствие, душераздирающий крик «Я люблю его!» в адрес одного из главных героев кажется внезапным и неправдоподобным. Авторы фильма, кстати, сообщили, что первоначальная версия «Похабовска» была на час длиннее, и перед ними уже ставят вопрос о режиссерской версии. Что ж, в этом случае есть вероятность, что несколько смыслообразующих эпизодов там все-таки найдется.

Реализации не хватило и сибирской теме. Вроде бы улицы, здания, парки и кафе узнаваемы для местных зрителей, ведь фильм снимался в сибирских городах; вроде бы герои то и дело говорят о реалиях сибирской жизни, а местный колорит более или менее успешно встроен в сюжет (завод, проданный китайцам, высаживаемые сосны, расцвет тюремной культуры). Однако похабовчане ничем не отличаются от других провинциальных жителей, местные кандидаты в исполнении Александра Демидова и Александра Баширова совсем не похожи на провинциалов, а гости из столицы, напротив, слишком настоящие для бывших сибиряков. Помимо недостатков в фильме есть и избыток. Так, занятная находка в виде отсылок к комедиям Леонида Гайдая (очки, повадки и прозвище Гайдарова, «очень приятно, мэр», «Лебединое озеро», вручение ордена) по ходу фильма теряет и обаяние, и смысл: их слишком много, они слишком узнаваемы и едва ли помогают развить сюжет или увидеть дополнительные смыслы.

Главным же достижением комедии можно назвать отсутствие туалетного юмора, недаром на афишах красуется значок 12+. Еще одно достоинство картины — обаятельный саундтрек. И хотя самые яркие композиции (авторства «Бобров» или Любы Чингаевой) давно существуют самостоятельно, музыкальный конкурс на право попадания в фильм можно считать удавшимся.

В случае с игрой актеров: минус на минус дал своеобразный плюс. Дело в том, что приглашенные звезды (помимо Александра Демидова из «Квартета И» и Александра Баширова, за привлечение внимания к картине отвечали соведущий «Вечернего Урганта» и бывший лидер команды КВН «Федор Двинятин» Александр Гудков и еще один кавээнщик Александр Коптель) без лишних усилий играли сами себя. Это дало неожиданный эффект: пропасть между приезжими звездами и обычными иркутянами, которые как раз очень старались, оказалась не такой чудовищной. Отдельно следует отметить местного артиста Константина Озерова, для которого роль Гайдарова стала второй в большом кино. Белые рубашки и общая серьезность, также как и функция человека, нейтрализующего любую проблему, напоминают его дебютную работу в криминальной драме «Решалы», однако в новом образе актер выглядел несколько иначе. К тому же его игра стала воплощенной «золотой серединой»: он был гораздо более усердным в сравнении с Александрами и гораздо более убедительным на фоне непрофессиональных актеров.

Интересно, что главное о картине вольно или невольно говорят его создатели, предпочитая определению «фильм» определение «проект». «Похабовсков» в действительности два. Проект «Похабовск» — это запоминающееся название, яркая рекламная кампания, неподдельный энтузиазм создателей в борьбе за сибирское кино лучшего качества и полнейший краудфандинг: простые иркутяне играли в эпизодах и массовке, несли на площадку реквизит, тепло поддерживали общее дело и кричали от восторга на премьерном показе. Но если уйти в добровольную изоляцию от занятных историй со съемочной площадки и оценивать по гамбургскому счету не проект, а фильм, станет ясно, что последний остался в тени громкой кампании, ему и посвященной. Возможно, картине не хватило режиссерского внимания (Юрий Яшников также выступил в роли продюсера), возможно — опыта, профессионалов или попросту денег. Так или иначе, проект «Похабовск» — это успех, в том числе для Иркутска в целом. Но вот фильм оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, он, вне всяких сомнений, на голову выше своих предшественников вроде обеих частей картины «На Байкал», которые, кстати, также были сняты кавээнщиками. С другой стороны, фильм сыроват и к рывку за пределы Сибири пока явно не готов. Восточносибирский кинематограф, по сути, лишь набирает обороты.

Коркина Елена, корреспондент газеты «Восточно-Сибирская правда» (Иркутск)

Эксперт

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе