Петр Сергеевич Дроздов (роль исполняет Федор Бондарчук), замминистра Экономического развития, во время командировки случайно застревает в провинциальном доме-музее русского классика. Судьба этого культурного заведения уже определена, и земля из под него уйдет под бизнес-проекты. Работники музея, догадываясь о своей предрешенной участи, общаются с большим начальником начистоту, в чем особенно преуспевает одна из сотрудниц – Маша (Ксения Раппопорт). Чиновник влюбляется в искреннюю специалистку по творчеству классика, и решает помочь усадьбе выжить. Однако наверху противятся инициативе Петра Сергеевича, и тому ничего не остается, как просить отставки. В итоге чиновник возвращается в провинцию, но уже в ранге местного губернатора, где его ждет рука и любовь Маши.
Главная претензия отдельных критиков к Авдотье Смирновой состоит в следующем: как она, один из медиарупоров либеральной интеллигенции, посмела показать чиновника в положительном свете? Действительно, фигура озабоченного культурой замминистра, куда более характерна для советского кинематографа, чем для наших дней. Смирнова идет дальше конструкций соцкино, проводя параллель между вымышленным российским классиком Щегловитовым и нынешним высокопоставленным госслужащим, для пущей схожести наделив их одинаковыми именами и перекликающимися фамилиями. В одном из эпизодов фильма Бондарчук в образе дворянина 18 века приходит домой – в усадьбу, хватает шпагу, обнимает детей и слышит от жены "Петя! Путин звонил!" И как же Смирнова дошла до подобной "конъюнктурной пошлятины"? Вот как сам режиссер объясняет свой выбор: "Образ власти и образ героя — все-таки разные вещи. На мой взгляд, в этом герое достаточно много правды. Я знаю многих людей "оттуда". Негодяев и мерзавцев там полно, но дураков, честно признаться, я не встречала. Посмотрите на какого-нибудь советника президента Аркадия Дворковича. Молодой, образованный, энергичный. Посмотрите, как разговаривают Греф, Христенко, Кудрин. Это все очень грамотные люди. Многие из них действительно считают, что работают на благо страны. Другое дело, что у них страна не та же самая, в которой мы с вами живем. А вы не верите? Я вот совершенно не разделяю этот интеллигентский чистоплюйский ужас перед властью, как перед чудовищем. Власть — она что к нам, с Марса что ли заброшена? Откуда они все взялись? Они учились в тех же школах, что и мы, в тех же университетах. И в детстве у них были те же самые колготки.
Чтобы понять, откуда у гражданки Смирновой такая любовь к некоторым чиновникам, достаточно назвать лишь одно имя, чьим прославлением и пиаром пропитаны "Два дня". Это известный продюсер и режиссер, до недавнего времени член Общественного совета "Молодой гвардии "Единой России"", глава Общественного совета проекта "Киноклуб Единой России", — Федор Сергеевич Бондарчук. Смирнова не отрицает, что сценарий создавался исключительно под будущего исполнителя главной роли, который попросил ее это сделать пару лет назад. Бондарчук также является сопродюсером картины "Два дня" в лице соруководителя "Арт Пикчерз групп", которая вместе с кинокомпанией "Централ Партнершип", занималась производством ленты. Обе компании входят в пул "лидеров отечественного кинорынка", получивших от Фонда кино финансирование на проекты народных блокбастеров. "Два дня" входят в пакет фильмов, профинансированных Фондом кино.
"КиноКлуб", аффилированный с постоянным национальным кинофорумом "Кино России 2020" является самым масштабным проектом в сфере отечественного кинорынка последних лет, если не целого десятилетия. Согласно его замыслу, на двукратное увеличение числа современных кинозалов в России будет выделено 30 миллиардов рублей. В небольших городах должны появиться медиацентры, совмещающие в себе кинозалы, электронные библиотеки и много чего еще, кроме прочего позволяющие в прямом 3-D эфире слушать обращение Путина к народу. В процессе развития программы планировка будущих заведений культуры нового века, после подключения театрального отдела Минкульта, была дополнена театральными площадками. О своем проекте рассказывает один из его инициаторов Федор Бондарчук. Из стенограммы встречи Владимира Путина с молодежью в лагере "Селигер", где режиссер был ведущим:
Путин: ...Кстати говоря, должен сказать, что Федор реализует очень интересную и привлекательную, очень нужную идею, хороший проект – создание сети кинотеатров в городах Российской Федерации, где меньше 200 тыс., да?
Ф.С.Бондарчук: Да, в малых городах.
В.В.Путин: Федя, расскажи, чтобы ребята знали, интересно. Действительно интересная полезная идея.
Ф.С.Бондарчук: В связи с цифровыми технологиями сейчас это не только превращается в кинопоказ, где показывают телевидение. Огромное количество библиотек, огромное количество музеев... Вы сейчас у себя дома можете в принципе нарисовать переходы и коридоры музея, отсканировать хорошие картины – это уже будет в 9 утра, до киносеансов, это будет как образовательная программа для детей, пользуется это гигантским успехом. Но туда рынок не дойдет. Вот такие 100% лобовые бизнес-планы… Поэтому как раз через "Единую Россию" мы пытаемся реализовать его. То, где это работает – в Новосибирске, мы проводили и киберспорт-соревнования, и онлайн-премьеры в 3D футбола. И говорили: "Слушайте, ребята, пожалуйста, предупреждайте, потому что у нас двери все снесли". Так что мы здесь и по малым городам все-таки…
Спустя два дня после премьеры фильма Смирновой на открытии фестиваля "Кинотавр" на той же площадке прошла двухдневная конференция Всероссийского форума "Кино 2020". В резолюции к ней первым пунктом стояло создание экспертной группы для взаимодействия с органами власти в выработке единой стратегии претворения положений программы "Кино 2020" в жизнь. Говоря простым языком, закрытые и устаревшие провинциальные кинотеатры предполагалось возродить посредством вливания государственных денег, а управлять всем должна была команда "Кино Сити" за неозвучиваемый процент от прибыли. Перспективы предприятия казались радужными, ведь в выигрыше оказывались все, чего по всем законам логики и физики вроде как и быть не может. Не стал исключением и этот случай. Чтобы понять всю подноготную проекта "Кино Сити", достаточно обратить внимание на историю с одним новосибирским кинотеатром.
Есть такой кинотеатр - "Синема", в третьем по величине городе России. Существует он на базе государственного профильного учреждения культуры, которое даже в таком крупном городе не богато. Организатор популярных у молодежи кинопоказов — редкий энтузиаст, посещающий Каннский фестиваль, куда посылать своих корреспондентов далеко не каждое издание в Москве может себе позволить. За десять лет выросло поколение новосибирцев, чье культурное развитие во многом определил репертуар этого кинотеатра. И вот, однажды, кинотеатр решили закрыть, мотивировав это тем, что "Синема", дескать, пропагандирует порнографию и вообще стал чрезмерно "элитарным", что не соответствует вкусу простых горожан. Аналитическую записку, где Грета Гарбо называлась "идолом всех лесбиянок, бисексуалов и феминисток" составил местный чиновник - руководитель областного департамента земельных и имущественных отношений по имени Роман Шилохвостов. Получив этот донос, местный губернатор заявил, что кинотеатр будет закрыт, поскольку приносит одни убытки (вместе с пчелоцентром, занимающий соседнюю с кинотеатром площадь, принадлежащую ведомству Шилохвостова), а на его месте будет построен современный медиацентр, который будет показывать материал "не только из местной базы". Он подчеркнул, что решение принимается на самом верху. И хотя проект "Кино-Сити" никем непосредственно не упоминался, речь, по всей видимости, идет именно о нем. Ведь в России просто нет ему аналога, совпадающего по озвученным характеристикам. Кроме того, проект "Кино Сити" уже представлен в Новосибирске в виде восьмизальника в торговом центре, который преподносится учредителями как "координационный центр сети за Уралом". Но простой публике, как плебеям, никто не озаботился озвучить принятое в кулуарах решение. Отчего публика стала подозревать местную власть в попытке построить на месте кинотеатра, находящегося в центре города, офисный центр. Молодые люди организовали пикет, на который собралось, по разным оценкам, то ли тридцать, то ли двести синефилов. Власти сначала дали разрешение на акцию, но затем отменили задним числом свое же решение, мотивировав это празднованием на той же площадке Дня донора. Схема, привычная московским оппозиционерам, отличалась от случая в Новосибирске тем, что в провинции никто даже и не подумал организовать сдачу крови. Зато кто-то заплатил группе провокаторов, развернувших плакаты с эротическими кадрами и надписями "Хотим смотреть кино для продвинутых!" Тем не менее, к протестующим вышло несколько представителей местной власти: кто-то – чтобы уточнить их позицию, кто-то – чтобы высказать поддержку. Местного министра культуры тем временем губернатор отправил в Москву, где по странному совпадению проводился Форум "Кино 2020", с участием регионалов.
История с "Синемой" лишь подтверждает, что попытка создания "частно-государственного партнерства" режет по живому все те немногие очаги культуры, что остались, предлагая взамен полуказенные мероприятия по воспитанию в гражданах патриотизма и духовности, которые имеют явно туманные перспективы. В "Двух днях" роль благородного чиновника, уполномоченного созидательным гением высшего руководства (премьер-министра, с которым персонажа картины связывают личные отношения), в своей роли воплотил Федор Бондарчук. Эта роль явно не соответствует его же деятельности в качестве куратора проекта "Кино 2020". Склонность к махинациям с государственными деньгами видна уже на примере бюджета "Двух дней". Финансирование, выделяемое на проект, подразумевало частичную его поддержку Фондом бюджетов картин российских мейджоров. Но две компании совершили хитрый финт, вложившись каждая наполовину (точные данные неизвестны) государственными деньгами. Получился некий формат ко-продукции, но только внутрироссийской, что вероятно не противоречит букве закона, но лишь из-за того что никому из законодателей не пришло в голову что "лидеры российского кинорынка" способны на столь циничный ход. Им, вообще-то, по семь миллионов долларов давали, чтобы эти деньги к другим, частным средствам прилагались, а не к другим государственным семи миллионам. Тем не менее, кинокомпания Бондарчука "Арт пикчерз" вошла в семерку лидеров отечественного кинорынка 2011 года, несмотря на то, что выпустила за прошлый год... один фильм ("Два дня" стали вторыми за два года). За счет чего? При расчете рейтинговых коэффициентов, обеспечивших кинокомпании очередной многомиллионный бюджетный транш, в расчет бралась, например, доля зрителей при тв-показе фильма "Девятая рота" в 2006-м году, что составило 50 баллов из итоговых 340.
Российская действительность в итоге оказалась гораздо хитрее, чем хотелось соучредителям "Кино Сити" Бондарчуку, Пичугину и Сельянову. Министерство финансов отказало Министерству культуры в желании заложить в бюджет на 2012 год 400 миллионов рублей для реализации программы "Кино 2020". Отказ был получен, несмотря на предварительное принципиальное одобрение проекта правительством всего полгода назад. Мотивы минфина были следующими: данная программа является коммерческой, то есть направленной на извлечение прибыли, что противоречит принципам данного вида госфинансирования. Бондарчук тяжело переживал данный отказ. Спустя два дня, на съезде "Единой России" он обрушился с критикой на сложившуюся в стране ситуацию, где "коррупция достала уже". Картина "Два дня" так идеально подходит для кинопросмотров с местными администрациями (что уже произошло в Сочи), что теперь, следуя законам жанра, он должен был добровольно съехать в провинцию на почве неразделенной любви к верховной власти.
Какая роль была уготована во всей этой истории нашей интеллигенции? Ведь кто-то должен был быть доволен положением дел, в то время как в отделении милиции много часов томился организатор ставшего незаконным пикета в поддержку кинотеатра "Синема" юный Станислав Захаркин? Авдотья Смирнова точно осталась в выигрыше: сумев занять правильную позицию по отношению к "начальству", она может впредь смело извлекать выгоду из данного положения. Продюсер Евгений Гиндилис на "Кинотавре" сообщил, что сценарий писался под заказ Администрации президента и никто из интеллигентской среды долго не хотел с ним связываться, пока тема не нашла своего хозяина. Как же так получается, что отдельный деятель культуры не гнушается контактами с "режимом", и, принеся на его алтарь свою щедро оплаченную жертву, затем спокойно пересчитывать дивиденды? Полагаю, что подобное происходит из-за того, что в сфере культурного производства в России сложилась система группировок, в одну из которых вступила режиссер Авдотья Смирнова.
Смирнова, можно сказать, стала режиссером случайно, без внутренних позывов к профессии. Сценарий будущей "Связи", ее первого фильма, которую должен был снимать Алексей Учитель, не получил финансирования от Министерства культуры. Чтобы спасти дело, проект провели через систему поддержки дебютов, но уже с номинальным режиссером Авдотьей Смирновой. Учитель остался за продюсера и у них возникли трения по подходу к работе, после ее завершения они расстались. Отработав режиссером на нескольких телесериалах, Смирнова вновь возвращается в большой кинематограф с "Двумя днями". Проект прошел по линии Фонда кино, призванного поддерживать зрелищное искусство. Новым фильмом режиссер перешел на "сторону власти", приняв другие правила игры и вписавшись в конъюнктурные схемы. Взамен ей положены привилегии: мало того, что она снимает кино, ей предложено преподавать сценарное мастерство в обновленном Петербургском университете кино и телевидения. Том самом учреждении, где председателем и членом попечительского совета являются основатели "Кино Сити" Пичугин и Бондарчук. Плюсы положения Смирновой в том, что теперь ее фигуру будут ревностно защищать, а деятельность освещать в журнале "Сеанс", курируемый одним из создателей "Кино Сити" Сергеем Сельяновым. Мы в праве сравнить происшедшее со Смирновой не со случаем идейной Лени Рифеншталь (как это сделали некоторые), а с расчетливым космополитизмом Фрица Ланга, который всю жизнь утверждал, что умчался в Европу сразу же после разговора с Геббельсом, но на самом деле ездил туда-сюда еще несколько месяцев, сбывая драгоценности и постепенно вывозя капитал. Смирнова тоже перестраховалась от возможных упреков коллег, сняв визит своего героя в "Двух днях" к премьеру визуально схожим с посещением Гитлера героиней фассбиндеровской "Лили Марлен". К счастью, это обстоятельство не помешает совместным кинопросмотрам Бондарчука с главами местных администраций. А вот сцена блокирования рабочими губернатора на заводе могла бы и напрячь местных чиновников, поэтому ее сократили до краткого упоминания. Тем не менее, режиссера, снявшего в роли самого инфернального чиновника собственного отца, не могли обойти стороной. Фестиваль "Кинотавр", где Бондарчук является председателем попечительского совета, наградил актера Андрея Смирнова призом "За честь и достоинство".
Особенность материального положения нынешнего отечественного кинематографа такова, что оно исключает любой мало-мальски критический подход к существующему режиму. Однако власть не может заставить массив авторов писать на заказ талантливые тексты, восхваляющие режим. Только единицы, вроде Константина Эрнста, способны на подобный креатив, большинство же предпочитает совмещать прогосударственный дискурс с самолюбованием и личной выгодой. Проект "Двух дней" мог долго валяться на полке, но претворить его в жизнь помогли вполне материальные задачи Бондарчука, ставшего двигателем проекта. Фильм хоть и изображает власть и высоких чиновников в негативном свете, одновременно обожествляет фигуру премьера, а по ходу дела пытается поставить интеллигенцию на колени перед "начальством". Авторы представляют "нового дворянина" Бондарчука подарком свыше для истомившейся в ожидании мужчины музейной работницы. Помогли ее молитвы господу в сломанном сарае о послании ей кого-нибудь во спасение. Возможно, Федор Сергеевич помог бы и всей российской культуре, заполонив ее медиацентрами от "Единой России", но доверия эта кампания после случая в Новосибирске уже не вызывает. Сначала, вероятно, она будет следовать заявленным целям, но потом будет работать на идеологию власти, обеспечивающей им "крышу". Власть за грядущие годы лишь отточит механизм финансовой поддержки кинопроектов, чтобы избежать любой крамолы. Ведь уже сейчас можно утверждать, что интеллигенция стала принимать ее правила игры и избегать инакомыслие. Ведь надо же на что-то жить, и что-то снимать! В сложившейся ситуации ожидать каких-то откровений от отечественного кинематографа бессмысленно. Это не время эйзенштейновского "Ивана Грозного", грядет засилье "Кубанских казаков".
Алексей ЮСЕВ
2 дня
Режиссер: Авдотья Смирнова
В ролях: Федор Бондарчук, Ксения Раппопорт, Ирина Розанова, Ангелина Коршунова, Евгений Муравич, Константин Шелестун, Леся Кудряшова, Геннадий Смирнов, Алексей Коновалов
Россия, Россия, 2011, 90 мин.
www.dvadnya.ru
liberty.ru