Луис Сильбервассер ищет для программ Discovery Networks баланс между изложением фактов и развлечением
Discovery Channel, выстроив свое вещание исключительно на основе документальных программ, с момента основания в 1985 году сумела проникнуть в 223 страны мира и довести число подписчиков до 2 млрд человек. При этом до последнего времени Discovery Channel воздерживалась от таких востребованных на современном телевидении форматов, как художественные сериалы и музыкальные шоу. О том, как им это удалось, а также о принципах и стоимости производства телевизионного контента «Эксперту» рассказали Луис Сильбервассер — исполнительный вице-президент и директор по контенту Discovery Networks International и Григорий Лавров — директор каналов Discovery Networks в Северо-Восточной Европе.
— Каким образом с контентом, состоящим исключительно из документальных программ, Discovery удается успешно конкурировать с каналами, которые делают ставку на развлекательные шоу?
Луис Сильбервассер: Мы стараемся делать программы, которые не только развлекают, но и позволяют узнать что-то новое. Лучшие проекты на Discovery Channel балансируют между изложением фактов и развлечением, например «Выжить любой ценой» (программа, в которой ведущий демонстрирует зрителям, как можно выжить в самых диких местах. — «Эксперт»), — он познавательный и при этом хорошо смотрится. Кроме того, мы стараемся подавать любой материал через героев. Когда мы показываем реальных людей, реальные события, мы цепляем даже ту аудиторию, которая раньше не интересовалась Discovery Channel потому что он казался им слишком наукообразным. И если мы, например, снимаем программу «Золотая лихорадка», мы показываем реальную семью, которая едет на Аляску и ищет там золото. Мы наблюдаем, как развиваются события в их жизни, и это превращается в своего рода сериал. Зрители привыкают к его героям и начинают сопереживать им. Мы всегда ищем новые форматы, которые позволят нам привлечь максимально широкую аудиторию.
Сейчас мы запускаем новое шоу под названием «Клондайк». Это наш первый проект в жанре художественного сериала. Его продюсирует Ридли Скотт. Играют в нем звезды первой величины — Тим Рот и Ричард Мэдден (шотландский актер, сыгравший роль Роба Старка в сериале «Игра престолов». — «Эксперт»).
— Как долго вам пришло искать формулу баланса между познавательными и развлекательными элементами телевизионного шоу?
Л. С.: Конечно, мы меняемся, и сейчас канал совсем не тот, каким он был какое-то время назад, когда лишь очень ограниченное количество зрителей с высоким доходом могли позволить себе платное телевидение. Раньше кабельное ТВ было роскошью, а сейчас оно есть у большинства. Доступность канала изменила его аудиторию. Поэтому нам приходится несколько эволюционировать от документального телевидения, каким мы были раньше, в сторону развлекательного, но при этом мы остаемся верны принципу рассказа истории через конкретных персонажей.
К примеру, на нашем канале TLC (один из 44 брендов компании Discovery Communications, ориентированный на женскую аудиторию. — «Эксперт») выходит программа о том, как делаются торты. Она отличается от стандартного кулинарного шоу, где демонстрируется всего лишь последовательность действий при приготовлении того или иного блюда. Мы нашли человека по имени Бадди Валастро для нашего шоу «Король кондитеров», у которого своя пекарня в Нью-Джерси. Мы стали рассказывать его историю и историю его семьи, благодаря чему Бадди стал большой звездой сначала в Штатах, а потом уже и за их пределами.
Григорий Лавров в Discovery Networks отвечает за Северо-Восточную Европу 061_expert_44_2.jpg
Григорий Лавров в Discovery Networks отвечает за Северо-Восточную Европу
Если когда-то жанр документального кино предполагал набор «говорящих голов» и материал, который иллюстрировал их рассказ, то сейчас это повествование, которое ведется от первого лица. Мы видим, как мир захлестнул взрыв креативности. Если раньше мы производили программы в основном в Америке, то теперь они могут производиться где угодно. Мы внимательно следим за тем, что происходит на мировом телевидении, и если где-то появляется интересный формат, в том числе на эфирных каналах, мы сразу стараемся его задействовать. Например, в нашем итальянском офисе на канале RealTime появилась идея программы Shopping Night: женщины запираются на ночь в большом магазине, выбирают себе вещи, а затем жюри оценивает, какие покупки они сделали, и обладательница самого хорошего вкуса получает все, что она выбрала, в подарок. Программа стала очень популярной, она идет по всему миру и у нее хорошие рейтинги. Хорошие идеи могут появиться где угодно.
— Сколько в среднем вы готовы потратить на производство одной программы? Как вы можете позволить себе Ридли Скотта?
Л. С.: Я скажу все, что я могу сказать. Шесть лет назад наш бюджет на производство программ составлял 600 миллионов долларов, а сейчас мы тратим на них более полутора миллиардов. Одни программы, такие как «Клондайк», снимаются на уровне голливудских шоу и рассчитаны на максимальный бюджет. А есть более скромные проекты, которые не требуют гигантских инвестиций. Если раньше мы показывали 300–400 часов оригинального контента и программы часто повторялись, то сейчас мы показываем больше тысячи часов самых разнообразных программ с минимальными повторами. Что касается привлечения к производству программ таких людей, как Ридли Скотт, это всегда происходит в результате поиска баланса между тем, сколько мы платим этим людям, и тем, насколько им интересно что-то снять для Discovery. Сейчас Ридли Скотт заинтересован в сотрудничестве с нами так же, как когда-то Джеймс Кэмерон был заинтересован снять для нас историю про «Титаник» (речь идет о документальном фильме 2006 года «Последняя тайна Титаника». — «Эксперт»). Для нас это вопрос не денег, а того, насколько вторая сторона заинтересована в том, чтобы рассказать реальную историю. Очень трудно назвать среднюю стоимость производства программы. Например, «Как это сделано» снимается непосредственно на производстве. Это недорогая съемка: надо просто привезти камеру и снять весь процесс, а есть такие шоу, как «Клондайк», когда надо везти людей и все оборудование на Аляску. Это очень сложные съемки — час такого материала может обойтись нам в два-три миллиона долларов. На съемку таких дорогостоящих шоу, как «Смертельный улов» (документальный сериал, который рассказывает о соревновании рыболовецких судов в Беринговом море в сезон ловли королевского краба и краба-опилио. — «Эксперт») и «Северная Америка» (естественно-научная программа — результат трехлетних путешествий по континенту. — «Эксперт»), уходит несколько лет. Их стоимость тоже может достигать нескольких миллионов долларов за час. В то время как стоимость производства более простых программ, не требующих серьезной подготовки, может снижаться до нескольких тысяч долларов за час или даже меньше. Наши зрители в каждой стране могут оценить качество этих программ и, таким образом, увидеть результаты этих вложений.
— Насколько успешно действует выбранная вами бизнес-модель в России?
Григорий Лавров: Discovery — канал номер один для мужской аудитории в России среди неэфирных каналов, TLC — наиболее динамично развивающийся среди платных каналов для женской аудитории, у Animal Planet тоже быстрорастущие показатели. Россия для Discovery — один из самых динамичных и многообещающих рынков. Если говорить о регионе CEEMEA, включающем в себя Центральную и Восточную Европу, Ближний Восток и Африку, то здесь за последние три года количество наших подписчиков выросло на 10 миллионов, достигнув 47 миллионов. Кроме того, мы смогли выйти на новые локальные рынки. Если всего несколько лет назад мы говорили только о России и Польше, то теперь это и Казахстан, и Украина, и Румыния. Это происходит не только потому, что развиваются кабельные сети, но и потому, что люди проявляют интерес к нашему каналу. Резко изменился масштаб нашей деятельности: из нишевого документального канала мы превратились в глобальную сеть. Это заставляет нас диверсифицировать наш контент. Мы делаем инвестиции в Eurosport и в скандинавский SBS Nordic (сеть телевизионных каналов в Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции. — «Эксперт»).
— Есть ли какие-то концептуальные ограничения в том, каким-образом эволюционирует содержание канала? Как далеко оно может зайти в сторону развлечения? Если у вас вдруг появится идея музыкального шоу, каковы ее шансы быть реализованной на канале Discovery?
Г. Л.: Основная ценность и миссия бренда Discovery Channel и то, чего от него ждут, — это предоставление фактического материала. Каким бы развлекательным ни был канал, чтобы соответствовать ожиданиям аудитории, в его программах должна присутствовать документальная составляющая. Куда бы ни эволюционировала развлекательная часть, на всех каналах она будет базироваться на реальных фактах и на реальных людях. Даже постановочные съемки базируются на совершенно реальных историях. Насчет формата музыкального шоу трудно сказать… Возможно, оно у нас когда-нибудь появится, но и там будут обязательно присутствовать реальные люди. Такова миссия бренда Discovery Channel.
— Какое место, по вашей оценке, сейчас занимает ТВ в индустрии развлечений и в жизни людей?
Л. С.: Я думаю, что эпоха высоких рейтингов за счет показа в телевизионном эфире голливудских фильмов закончилась и наступило время, когда зрители хотят видеть на телевизионном экране реальные истории. Это может быть история рыбаков, которые ловят рыбу, это может быть история человека, который пересекает Большой Каньон по канату (в этом году в июне американский акробат и канатоходец Ник Валленда в прямом эфире Discovery Channel пересек Большой Каньон без страховки по стальному тросу, натянутому на высоте 457 метров. — «Эксперт»). Это возвращает нас в те времена, когда люди садились в круг и слушали друг друга. Телевидение все больше превращается в собеседника, который рассказывает занимательные истории. Этот формат всегда будет востребован. Даже в самые трудные времена, когда наступил экономический кризис, ни в Америке, ни в Европе никто не отказался от подписки на наши каналы. Мы даем нашим зрителям возможность увидеть, как живут другие люди, и таким образом сближаем их друг с другом. Это еще одна наша миссия — объединять людей.
Эксперт