Никита Михалков: «Настоящее кино снимают там, где есть настоящие проблемы»

26 июня в преддверии завершения 37-го Московского международного кинофестиваля в Концертном зале «Россия» прошел брифинг президента смотра, кинорежиссера Никиты Михалкова.

В начале выступления председатель Союза кинематографистов огласил число гостей и премьер ММКФ. В фестивале приняли участие более шести тысяч кинематографистов и журналистов, в том числе 300 иностранных гостей. На 392?х сеансах 55?167 зрителей посмотрели более трех сот картин. По сравнению с прошлым годом уровень посещаемости программ вырос на десять процентов.

— Интерес зрителей не упал, а возрос, и для нас это очень важный знак. Имена победителей узнаем вечером. Председатель жюри Жан-Жак Анно намекал, что не воспользуется правом второго голоса, очевидно, достигнуто единодушие в принятии решений, — подчеркнул Михалков.

Отвечая на вопросы собравшихся, президент ММКФ упомянул о фестивальном центре, решение о строительстве которого находится на стадии подписания документов (вероятная дата открытия — 2018 год), и отметил, что самым ярким впечатлением от завершающегося праздника кино является отсутствие негативных впечатлений:

— Сегодня механизм отлажен, не нужно никого понукать. Единственная неприятность носила политический характер — турецкий посланник прислал официальную ноту по поводу программы, посвященной столетию геноцида армян. Очень просил если не отменить, то, по-крайней мере, переименовать ее. Мы посоветовались и ответили, что геноцид — международная формулировка и мы нигде не упоминали, что в нем виноват ваш народ. Хочу передать добрые пожелания турецким кинематографистам и зрителям. Я очень люблю турецкое кино последних восьми-десяти лет, — заявил режиссер.

Журналисты поинтересовались фестивальными открытиями Никиты Сергеевича и мнением о состоянии отечественного кино.

— Мне кажется, наше кино сдвигается к очеловечиванию российских проблем, просматривается стремление режиссеров достучаться до людей и помочь им в их повседневном существовании. Раньше мы находились в определенных идеологических рамках и стремились как-то самовыразиться. Сегодня совершенно иная ситуация — формальное мастерство часто опережает суть, слово «как» заглушает слово «что». Но это меняется.

На вопрос о прокатной судьбе «Страны Оз» Василия Сигарева, Михалков ответил, что не будет лоббировать фильмы, где сквернословие является содержанием высказывания: «Мне омерзителен бытовой мат. Но есть ситуации, где человек не может обойтись без крепкого русского слова. Это право должно быть защищено и объяснено автором — не с трибуны, а в художественном произведении. Такие картины я буду отстаивать.»

Президент ММКФ выразил надежду, что документальная лента Лоры Пойтрас «Citizenfour. Правда Сноудена» попадет в российский прокат. Похвалы мэтра удостоились «Взгляд тишины» Джошуа Оппенгеймера, «Жнец» Звонимира Юрича и особенно — работа Джафара Панахи:

— Иранское «Такси» — настоящее авторское кино. Вот где суть и мастерство совпадают. Невозможно оторваться, все наполнено энергией, смыслом, талантом. Я посмотрел много фильмов, иной раз заходил в зал и за полчаса понимал, что ничего нового для меня там нет. Впрочем, пока я сижу перед вами, комментировать больше не стану и даже хвалить не имею право, — оговорился режиссер. Завершая общение, Михалков отметил:

— Настоящее кино снимают там, где есть настоящие проблемы. Потрясающие латиноамериканские, африканские фильмы… Их мало, но, обратите внимание, насколько безжалостен «Взгляд тишины» к тем, кого осуждает и к тем, кто судит. На мой взгляд, европейский кинематограф переживает глубочайший кризис, это видно на экране.
Автор
Алексей КОЛЕНСКИЙ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе