Необитаемый кинотеатр

Эксперты подсчитали: за 6 месяцев этого года в России закрылось 43 кинозала.

О том, что посещаемость кинотеатров падает, заговорили уже довольно давно. Это, конечно, связано с кризисом, но все же не настолько, как принято думать. Поначалу, когда грянуло, директора кинотеатров даже удивлялись: экономику лихорадит, а зрителей стало больше. Тому находили разные объяснения: и желание людей отвлечься, и то, что наступает какой-то психологический барьер, когда тающие на глазах деньги легче потратить, чем над ними трястись. И все-таки последним по-настоящему сильным прокатным всплеском, если говорить о российском кино, был "Адмиралъ" осенью 2008-го с его 33 млн долларов. 


Одна из причин спада интереса к этому типу развлечения вполне очевидна: билеты дороги (в среднем 5 долларов по стране), и посещение кинотеатра, да еще вдвоем, да еще с буфетом выливается в сумму, о которой всерьез задумаешься, особенно в кризис. Тут есть еще один момент: по наблюдениям социологов, люди в последние годы перестали "ходить на фильмы" и стали "ходить в кино". Выбирают день, идут в кинотеатр, покупают билет на удобный сеанс и отправляются за попкорном. Когда выходил первый "Самый лучший фильм", копий явно не хватало, люди стояли в очередях, и если билетов все же не доставалось, шли на любой другой фильм, лишь бы по времени подходил. Тогда именно благодаря не попавшим на "СЛФ" заметно возросла касса артхаусного проката. 

А что делать тем, кто все-таки ходит не "в кино", а "на фильм"? Посмотрели первую часть "Обитаемого" и "Стиляг", встретились с давней любимицей — саблезубой белкой, а дальше что? И дело не в том, что фильмы, отвечающие нынешнему настроению общества, еще не успели снять. А в том, что никто толком не знает, какими они должны быть. 

Ощущение кризиса, который переживает страна (а он все-таки по социальным своим аспектам сильно отличается от общемирового), дала в этом году конкурсная программа "Кинотавра". Но кто увидит в прокате эти фестивальные фильмы? Да и захочет ли широкий зритель смотреть кино, пронизанное ощущением тревоги? Значительная часть продюсеров решила, что самый ходовой товар сейчас комедии, и запустила в производство целую обойму. Вот посмеемся в будущем году! 

А между тем артхаусный прокат страдает куда меньше, чем широкий. "Антихрист" фон Триера собрал на 10 копиях (для сравнения: блокбастеры сейчас выходят от 600 копий и выше) безо всякой наружной рекламы и телероликов около 300 тысяч долларов. Нашел, значит, своего зрителя.

Материал подготовили Лариса Юсипова, Ольга Гончарова, Юлия Ларина, информационный центр ИД "Коммерсантъ" 

Огонек
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе