«Нам нужно прежде всего отвоевать мир, говорящий по-русски»

У  продюсера Александра Роднянского есть чёткое понимание того, как сделать российское кино востребованным за  рубежом.
Продюсер Александр Роднянский
© Евгения Новоженина/РИА Новости

Одним из самых ярких ораторов среди деятелей современного кинопроцесса традиционно остаётся продюсер Александр Роднянский, работавший над картинами Андрея Звягинцева и Фёдора Бондарчука, Александра Сокурова и Александра Миндадзе, Роберта Родригеса и Билли Боба Торнтона. 

Роднянский — человек дела, и говорит он о том, что знает и понимает превосходно (см. предыдущий пример). В ходе конференции «Индустрия кино. Актуальные проблемы и тенденции развития российского кинобизнеса», проведённой газетой «Ведомости», продюсер поделился своим мнением относительно того, при каких условиях отечественный кинопродукт может оказаться востребованным за рубежом.

Начав с того, что «русское кино по определению не преодолевает границы своего языкового ареала», Роднянский определил единственную категорию фильмов, которые могут быть востребованы за пределами нашей страны: «Это фильмы выдающихся мастеров», — а таковых у нас «четыре-пять всем хорошо известных имён». Самый яркий пример тут — сокуровский «Русский ковчег», собравший в американском прокате больше, чем смог бы собрать там любой из жанровых русских «блокбастеров». Включая даже «Сталинград», хотя тот и выходил в США в залах IMAX при поддержке крупной студии.

Говоря об этой картине, Роднянский отметил, что «это для меня скорее чрезвычайно важный, но не самый лучший пример». Хотя лента и стала самым кассовым отечественным фильмом в России и даже получила очень хорошую кассу в Китае, но в европейских кинотеатрах она не вышла. Та же самая студия, купившая все права, просто не знает, как работать с русским кино на крупных территориях вроде Франции и Великобритании, — и не стала прикладывать никаких усилий, чтобы там что-то придумать. Из этого следует вывод:

Своими фильмами надо управлять, надо продавать тем, кто будет ими заниматься, надо влюблять в них. {…} Наша работа не должна сводиться к тому, чтобы произвести, как это говорят в Голливуде, «негатив», просто фильм, — а произвести тот самый пакет инструментов, которые, будучи в умелых руках, могут сыграть далеко за пределами страны — то, что умеет делать Голливуд.

Роднянский уверен, что наша киноиндустрия может, конечно, «стать на ноги», но для этого надо, по меньшей мере, признать нынешнее состояние дел, с которым необходимо считаться. Тут несколько пунктов:

Первое: единственный универсальный рынок мира — англоязычный кинематограф, который сумел преодолеть все границы и доминирует на всех рынках.

Второе: существуют крупнейшие закрытые рынки мира, которые бурно развиваются и на один из которых можно попасть. Имеется в виду Индия; я не говорю о Нолливуде, о Нигерии, которая, как ни странно, полностью доминирует в Африке; конечно, это Китай.

Третье: наличие крупнейших моноязычных зон распространения контента. Прежде всего — франкоязычных: последствия французской империи привели к тому, что французское кино распространяется во франкоязычных странах. Из этого следует, что нам нужно прежде всего отвоевать мир, говорящий по-русски. Мы на данном этапе потеряли Украину — 50 миллионов зрителей. Это плохо для русского кино — а в принципе надо отвоевать.

Александр Роднянский отметил, что так или иначе (если не в кинотеатрах, то при помощи онлайн-сервисов) российские фильмы смотрят представители русскоязычных диаспор как в США, так и в Европе и Азии. Имеются даже прецеденты заграничного проката отдельных наших картин без субтитров — что даёт надежду, что со временем они «смогут пересечь границы этнических комьюнити».

Отвоевав русскоязычный мир как таковой, мы сумеем сконсолидировать аудиторию в 250 миллионов человек приблизительно, способных платить за собственный контент.

Но это процесс, невозможный без помощи государства. И той «заботы», которая выражается чаще всего только в виде предоставления финансовой помощи, для достижения подлинного роста киноиндустрии определённо не хватает. Тут нужна целая система правил, которая включала бы не только репертуарное разнообразие, но и отсутствие цензуры, и подготовку квалифицированных кадров.

Для того чтобы создать индустрию, нужно создавать продюсерский класс и — главное — предпринимательские настроения в кинематографической среде, потому что их как таковых нет.

Ставить крест на киноиндустрии как на живой сфере экономического развития ещё рановато, считает Александр Роднянский.

Высказался продюсер и насчёт идеи регулирования кинопроката, за которую ратует, в частности, наш министр культуры. Первым примером подобного вмешательства государства в график премьер стал перенос «Мстителей» — ради того, чтобы «А зори здесь тихие» не испытали того, что три года назад испытали «Матч» с «Белым тигром».

Я традиционный противник любых форм регулирования государством той единственной живой сферы деятельности в кинематографе, каковая называется отечественным кинопрокатом. Отечественный кинопрокат сформировался самостоятельно, обращаю ваше внимание, без государственных инвестиций, практически все сети построены частными владельцами. Более того, российскому кино удалось подняться уже на базе, сформированной американским кинематографом в девяностые — начале нулевых, с аудиторией, пришедшей, вернувшейся в кинотеатры. Кинотеатральные менеджеры квалифицированы, они точно понимают — в отличие от многих из продюсеров — что они и для кого делают, кому показывают. И я полагаю, что рынок в состоянии справиться с обстоятельствами.

Вдобавок к этому Роднянский напомнил, что в отличие от российских картин голливудские заявляют дату своего релиза уже года за полтора, а то и за два — заранее, ещё на этапе съёмок, предъявляя аудитории и постеры, и трейлеры. Поэтому «совершенно не обязательно ставить свой фильм в тот самый день, когда выходят очередные «Мстители».

Лучше самим разумно относиться к этому процессу. Таких фильмов, на самом деле, в году не более пятнадцати, может быть, даже меньше. Если честно говорить, чего их бояться-то?

Марков Максим
Автор
Марков Максим
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе