Музыка крупным планом: на экран приглашается рок

Кинофестиваль «Rock Out — Rock крупным планом» познакомит с музыкальным кино последних 40 лет
Музыкальных кинофестивалей в Москве становится все больше, и новый форум, который пройдет с 9 по 14 августа в кинотеатре «35 ММ», не мешая прочим, занимает собственное место. Новый фестиваль представит традиционное рок-кино разных жанров — от классического документального до полуимпровизационного художественного, через байопик и рок-оперу. Из шести фильмов три давно и хорошо известны в России, четвертый демонстрировался и в кино, и по ТВ, премьера пятого состоялась совсем недавно, и лишь последний, шестой можно отнести к открытиям.

Это полузабытый культовый шедевр автора главного панк-байопика «Сид и Нэнси» Алекса Кокса под названием «Прямо в ад», пародийный спагетти-вестерн, снятый по мотивам старого фильма «Убивай, Джанго! (а если жив, стреляй!)» Джулио Квести. В картине, снятой в 1986 году в Испании, принимают участие легендарные ирландские фолк-панки The Pogues, не менее культовые The Clash, группа Circle Jerks и Элвис Костелло, актер Деннис Хоппер и режиссер Джим Джармуш. В середине 1980-х кино Кокса привлекало лишь маргинальную часть аудитории — выпущенный на CD саундтрек к картине был популярнее самого фильма. Однако после цифровой реставрации, добавления 41 минуты съемок и изменения названия на «Прямо в ад» возвращается» картина перешла в разряд артхаусной классики, оставаясь при этом безумно драйвовым междусобойчиком, в котором есть место и зрителю.

Gimme Shelter, или, как перевели организаторы фестиваля, «Дай мне кров», братьев Мэйзлс и Шарлотты Зверин — классическое документальное рок-кино, родившееся почти случайно по инициативе самих создателей: отсняв концерт The Rolling Stones в «Мэдисон Сквер Гарден», режиссеры предложили группе поехать с ними в турне по США. Им удалось запечатлеть конец контркультуры в том смысле, в котором ее понимали в 1960-е; камеры бесстрастно, не вмешиваясь, наблюдают за тем, что происходит на сцене и среди зрителей, слушают переговоры об организации бесплатного концерта в Алтамонте, где, собственно, и происходит кульминация конца — убийство «ангелами ада», нанятыми для охраны, темнокожего зрителя Мередита Хантера. В известном смысле это кино куда больше, чем rockumentary, — его можно и должно рассматривать как исторический и даже социологический документ эпохи.

«Круглосуточные тусовщики» Майкла Уинтерботтома — попытка в игровой форме показать возникновение музыкального феномена 1980-х, «манчестерской сцены», образовавшейся вокруг антрепренера Тони Уилсона (сыгранного Стивом Куганом) его лейбла Factory и клуба «Гасиенда». Попытка засчитанная — не только благодаря реальным участникам событий в эпизодах, но и ироническому подходу к рассказу истории от первого лица с легкой печалью, относящейся к самому Уилсону, слепому орудию в руках рок-фортуны, которой он был нужен некоторое время — а потом перестал быть нужен.

О давно ставшей классической «Стене» Алана Паркера, снятой в 1982-м по мотивам рок-оперы Pink Floyd, рассказывать странно, тем более что не так давно в Москве побывала сценическая постановка Роджера Уотерса. И тем не менее феноменально зрелищная история о человеке и враждебном ему обществе, на равных сыгранная Бобом Гелдофом и фантасмагорической анимацией не просто так стала классикой: новое поколение может найти неожиданные смыслы и трактовки в старой притче.

«Контроль», первый игровой фильм рок-фотографа Антона Корбайна, исследует в монохроме манчестерский феномен через биографию самоубийцы Иена Кертиса, лидера Joy Division. Корбайн знал покойного, снимал его и лучше других понимает, как тяжело было юному эпилептику, который метался между собственным талантом, болезнью, группой и семьей. «Любовь разорвет нас на части» — одна из главных песен Кертиса; в фильме зритель воочию видит, как именно это происходит.

И, наконец, недавняя премьера: фильм Мартина Скорсезе «Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире». Фактор участия самого режиссера в роли интервьюера придает фильму дополнительную степень доверительности — герои, рассказывающие о самом умном из битлов, говорят то, что они не сказали бы даже талантливому журналисту. Пусть по форме это классическая кинобиография, Скорсезе обладает немалым драматическим талантом, оттого фильм не только познавателен, но и увлекателен.

И ложка дегтя напоследок. В очередной раз стоит посетовать на отсутствие в программе фестиваля российских фильмов — ведь если поискать в Сети, выяснится, что каждый год региональные и центральные студии производят 2–3 фильма о рок-музыкантах, которые не видит никто, кроме их создателей. Впрочем, так или иначе на улице музыкально мотивированных кинозрителей снова праздник, пускай, и сугубо «фирменного» производства.
Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе