Кадр из фильма «Что-то в воздухе». Фото: kinopoisk.ru
Причем это, как правило, нашумевшие участники конкурсов «большой тройки»: Берлин-Канны-Венеция. Нынешняя программа составлена иным образом. Фильм из «большого» конкурса здесь всего один: «Что-то в воздухе» Оливье Ассаяса.
В российскую версию попало английское название, перевод же оригинальной, французской версии — «После мая», а герои картины — молодые люди последней трети прошлого века, так или иначе связанные с тем, что случилось в Европе в 1968-м.
Во многом фильм автобиографичен, и Ассаяс, конечно же, не только вспоминает юность своего поколения, но и пытается всмотреться в сегодняшних 20-летних. На пресс-конференции в Венеции молодые актеры говорили о том, каким увлекательным стало для них это путешествие от рационализма сегодняшнего дня в романтизм того времени.
В программе и уже вышедшая в российский прокат «Белоснежка» — наделавшая шуму испанская картина, которая вслед за «Артистом» Мишеля Хазанавичуса стала поклоном эпохе Великого немого, черно-белого кино. Действие сказки перенесено в Севилью 20-х годов ХХ века, а сама героиня мало похожа на нежное, хрупкое создание.
Еще дальше в экспериментах с формой повествования заходит другой фильм программы, «Автобиография лжеца» — по названию книги знаменитого британского комика Грэма Чепмена, умершего от рака в 1989 году в возрасте 48 лет. Под голос Чепмена, который в свое время записал собственные мемуары на пленку, идут 17 анимационных выполненных в разной технике новелл.
Включен в фестиваль и «Невидимый мир», киноальманах, состоящий из нескольких новелл, снятых знаменитыми режиссерами, в том числе португальцем Мануэлем ди Оливейрой, которому в минувшем декабре исполнилось 104 года. Еще один португальский автор, Рита Гомес, представит в России свою «Месть женщины».
Фильмов отечественных режиссеров в программе нет, но российский след проступает отчетливо — в картине под названием «Девушка и смерть» нидерландского классика Йоса Стеллинга, где снялись Леонид Бичевин, Сергей Маковецкий, Светлана Светличная и Рената Литвинова.
Для главной дивы российского кино это не первый опыт работы с большим европейским режиссером (Литвинова снималась в «Чемоданах Тулса Люпера» Питера Гринуэя, а для Стеллинга — не первая русская звезда в его фильме. В картине «Душка», снятой Стеллингом шесть лет назад, героя сыграл Сергей Маковецкий.
Премьерой фильма «Девушка и смерть» 24 апреля откроется московская часть фестиваля.
Лариса Юсипова
Известия