«Матч» и ценностные императивы русской культурной политики

1 мая наконец-то выходит на экраны фильм «Матч», который мы на «Однако» бессовестно пиарили целый месяц. По секрету скажу, что в первом послепраздничном номере журнала «Однако» (14 мая) во многом вокруг «Матча» строится главная тема – «Культурная политика». Можем даже признаться, что занимаемся мы этим «по блату»: продюсеры фильма Дмитрий Куликов, Тимофей Сергейцев, Илья Неретин, Искандер Валитов – это наши друзья, единомышленники и авторы.

Поймите правильно: мы не собираемся в этой связи ни объясняться, ни оправдываться. Мы этим гордимся. Гордимся участием своим и своих друзей в реальном деянии, которое считаем сконцентрированным манифестом русской идентичности. Здесь победоносно утверждается набор ценностей, поставленных было под сомнение в лихую годину демократии и предательства, – но сохранившихся в народной душе и сохранивших свою созидательную мощь.

Этот фильм сносит несуразные пограничные столбики между Малороссией и остальной Россией, безжалостно утюжит уродливые былинки «украинского» и «русского» примитивного местечкового национал-«патриотизма» стальной лавой патриотизма настоящего – патриотизма единой русской цивилизации высшего порядка.

 

Этот фильм в то же время категорично проводит границу между «своими» и «чужими» – границу не географическую и не этническую, но нравственную. И вводит на этой границе лютый визовый контроль.

Этот фильм утверждает, что есть на свете много чего дороже человеческой жизни: как минимум – жизнь другого человека; не говоря уже о таких абстракциях, как Честь, Совесть, Родина или даже просто Вера тысяч киевлян в торжество справедливости.

Этот фильм показывает, как даже слабенький всполох человеческой души в организме даже самого никчёмного предателя побуждает его ужаснуться содеянному и хоть каким-то, пусть даже самым неуклюжим движением попытаться зализать свои грехи перед Людьми.

Этот фильм умудряется даже одним лаконичным эпизодом (кстати, исторически достоверным – просто в рамках художественного допущения перенесённым из реального Харькова в «киношный» Киев) провозгласить бесспорные достоинства высокоразвитой экономики созидательного типа по сравнению со спекулятивно-потребительской.

Этот фильм напоминает, что футбол как часть культуры – это не шоу, в котором наёмные клоуны развлекают толпу насосавшихся пива гопников. Это нечто другое – к чему мы обязательно вернёмся по мере того, как вы посмотрите «Матч», и по мере приближения польско-украинского «Евро-2012».

Этот фильм доказывает, что нет никакой драмы и никакого трагизма в выборе между персональной жизнью и Победой.

 

Этот фильм навязывает такие образцы мировоззрения и поведения рядовых и совершенно не приспособленных к геройству людей, каковые позволяют человеку считаться человеком.

Именно утверждение такого набора ценностей мы и считаем культурой. И, соответственно, – стрежнем культурной политики российского государства.

Андрей Сорокин

Издательский директор группы "Однако". Родился в 1968 г. в Брянске. В 1990 г. окончил факультет журналистики Московского государственного университета. Работал в изданиях «Советская молодежь», «Час» (Рига, Латвия), «Независимая газета», «Красная звезда», "Профиль", "Промышленник России" (Москва).


Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе