Львы и Голуби

Закончился 71-й Венецианский кинофестиваль. Приза за режиссуру удостоен Андрей Кончаловский.

Андрей Кончаловский получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале

Фото: РИА Новости

Главное удивление: жюри под руководством главного на сегодняшний день кинокомпозитора, француза Александра Деспла проявило пещерный антиамериканизм, проигнорировав все без исключения американские конкурсные фильмы. Так, наградами обнесли один из лучших фильмов фестиваля - «Бёрдмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Может быть, жюри (в котором было несколько англичан, но не было ни одного американца) сочло, что ему воздастся на «Оскарах». Надеюсь, что так будет и с другим никак не отмеченным отличным американским фильмом, «99 домов» Рамина Бахрани, где великолепно сыграл Эндрю Гарфилд, больше знакомый миру как Спайдермен. Он тотально заслуживал приза за мужскую роль, который почему-то достался ни ему, ни Майклу Китону, ни даже Аль Пачино, а несравненно менее выдающемуся Адаму Драйверу, сыгравшему в итальянском фильме «Голодные сердца» (Hungry Hearts).

Симметричный женский приз отправился в руки снимающейся в каждом втором итальянском фильме актрисе Альбы Рорвахер за ту же картину режиссера Саверио Костанцо, по совместительству ее мужа. «Голодные сердца» - неровная, хотя и небезынтересная картина, но два приза крупнейшего кинофестиваля ей, конечно, многовато будет. В центре произведения - история молодой семейной пары вегетарианского вероисповедания, взаимоотношения которой завязались в общественном туалете китайского ресторана в Нью-Йорке, где он и она умудрились застрять. Потом была любовь-морковь, накрывшаяся медным тазом после рождения ребенка. Дело в том, что молодая мать, свихнувшись на вкусной-здоровой пище, кормила ребенка исключительно свеклой и брюквой, самолично выращенной ею на крыше. Молодой отец не мог спокойно наблюдать, как на глазах худеет и чахнет их младенец-индиго и задумал отобрать его у жены. В моменты сползания вегетарианки в безумие, режиссер прибегает к старым операторским фокусам, надеясь приблизить свое кино к шедеврам Поланского «Отвращение» и «Ребенок Розмари». Снимающийся сейчас в очередных «Звездных войнах» Адам Драйвер в отдельных кадрах даже чем-то напоминает Джона Кассаветеса из последнего фильма. Но сравнивать их невозможно — прежде всего по причине драматургической слабости «Голодных сердец».

Приз имени Марчелло Мастроянни, вручаемый лучшему молодому актеру, достался французу Роману Полю за роль в еще одной средней картине, «Третий удар молота» (Le dernier coup de marteau) Аликс Делапорте. Персонаж юного актера, заслужившего поцелуй от члена жюри Тима Рота, - 14-летний футболист, живущий со смертельно больной матерью в трейлере. Впервые в жизни повстречав высокооплачиваемого отца-дирижера, у которого он отправился просить деньги, мальчик неожиданно открывает в себе любовь к музыке.

Приз за сценарий отошел иранке Рахшан Баниетемад за картину «Рассказы» (Ghesseha), посвященную непростым судьбам прогрессивных иранских женщин. Формально — это коллекция короткометражек, соединенных в один фильм по принципу, опробованному Бунюэлем в «Призраке свободы».

Спецприз жюри отхватил молодой турок Каан Муждеци за энергичный дебют «Сивас» (Sivas) — в сущности, детский фильм, который лучше не видеть детям и вегетарианцам. Он повествует о кровавом мире нелегальных собачьих боев, снятых жестко, но, как уверяет финальный титр, без жертв. Сивас — имя прекрасного боевого пса, которого после проигранной им схватки бросает хозяин. 11-летний не менее боевой мальчик Аслан, держащий в ежовых рукавицах своих родственников, выхаживает пса, который под его мудрым руководством становится чемпионом Турции. Теперь его ждут новые битвы, но хочет ли этого сам Аслан? Ответ на этот животрепещущий вопрос наверняка можно найти в фильмах студии имени Горького.

Вторым по важности венецианским призом, «Серебряным львом» за режиссуру, награжден Андрей Кончаловский, чей фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», снятый на небольшой бюджет при участии реальных жителей деревни в Архангельской области, несомненно окажется успешнее всех его последних картин, несравненно более размашистых.


Андрей Кончаловский удостоился «Серебряного льва» за свой фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина».

Жюри не могли не пронять виды невозможной красы русской природы в сочетании с картинами невероятной же российской бедности. Как выясняется, русская экзотика может быть ничуть не менее конвертируемой, чем иранская или китайская, если за дело берется расчетливый и уверенный профессионал, каким, без сомнения, является Кончаловский. Его фильм открывается тирадой отборного мата, обращенного реальным почтальоном Тряпицыным к надоевшим ему мухам. Матом (а как же еще?) разговаривают и деревенские алкаши, герои картины. Это обстоятельство, кажется, ничуть не смущало министра культуры РФ, с благоговением аплодировавшего Кончаловскому при получении им приза.

Гран при жюри присуждено выдающейся документальной картине «Взгляд тишины» Джошуа Оппенхаймера, в которой режиссер продолжил тему массовых убийств в Индонезии, поднятую его номинированным на «Оскара» фильмом «Акт убийства».

А «Золотой лев» приз справедливо достался замечательной картине шведского мастера Роя Андерссона «Голубь сидел на ветке, размышляя о существовании». Как и прежние фильмы Андерссона («Песни со второго этажа», «Ты, живущий»), это коллекция великолепно придуманных и поставленных скетчей, объединенных общей невозмутимой интонацией и общими героями - продавцами мешочков смеха и вставных вампирских челюстей.


Лучшим фильмом Венецианского фестиваля названа картина Роя Андерссона «Голубь сидел на ветке, размышляя о существовании»

Полотна Андерссона неизбежно сравнивают с работами Босха и Брейгеля — художниками, не испытывавшими особых восторгов по отношению к человечеству. У Андерсона, снявшего своего «Голубя...» без крупных и средних планов, но отнюдь не с высоты птичьего полета, людские фигурки более объемны, а от всей композиции - при абсолютной трезвости взгляда - веет каким-то ненатужным, невымученным и немодным человеколюбием.

Стас ТЫРКИН

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе