Леонид Верещагин: Молодые режиссеры должны идти, куда зовет их сердце

Продюсер Леонид Верещагин — о кинофестивале «Движение», «Экипаже» и новом спортивном проекте.
Фото: РИА Новости/ Евгений Биятов


На кинофестиваль дебютов «Движение» продюсер Леонид Верещагин — генеральный директор студии «Тритэ» Никиты Михалкова — приехал вместе с режиссером Николаем Лебедевым представлять картину «Экипаж», которая, едва выйдя в прокат, заняла лидирующую позицию. После показа с продюсером встретился корреспондент «Известий».



Фото предоставлено пресс-службой кинофестиваля "Движение"


— «Экипаж» стал фильмом открытия «Движения». Почему решили отдать эту масштабную картину в Омск?

— Во-первых, мы дружим с президентом фестиваля Артемом Михалковым и главным вдохновителем этого кинофорума — сенатором от Омской области Андреем Глушко. А человеческие отношения в жизни очень важны. Вторая причина — я вижу, как фестиваль набирает обороты. Появляются интересные произведения молодых авторов. Если мы хотим создать в России развитую киноиндустрию, то нужны новые люди: сценаристы, режиссеры, операторы, актеры. Кино, как никакой другой вид искусства, зиждется на преемственности поколений, и, кстати, последствия провального десятилетия 1990-х мы до конца еще не преодолели.

Поэтому «Движение» как кинофорум дебютов — один из важных инструментов развития индустрии. Нам хотелось поддержать его в этом году такой зрелищной картиной, как «Экипаж». Ну и потом, Омск — крупнейший промышленный город с большими предприятиями оборонной и космической отрасли. Он должен жить насыщенной культурной жизнью, как и вообще все наши города, а не только Москва. Проведение таких крупных культурных мероприятий очень важно для жителей этого города-миллионника: вы посмотрите, сколько народа собралось на открытие!

— Как сказывается на наших молодых кинематографистах кризис, который затронул даже мэтров?

— Кино даже в лучшие времена связано с преодолением трудностей: творческих, производственных, финансовых. Да и вообще я не помню легких ситуаций в нашем кинематографе. Но мне лично кажется, что кино выживает в любой кризис. Оно позволяет зрителю на два часа погрузиться в мир иллюзий, отвлечься от тяжелых проблем. Поэтому всегда останется востребованным искусством. 

Главное, чтобы у молодых режиссеров были идеи и желание. Народ же наш удивительно богат на таланты. На моей памяти случалось уже несколько кризисов, но всегда потихоньку из них выбирались. И сейчас выберемся. Кстати, «Экипаж» и о том, что за штурвал надо сажать тех, кто может и мотивирован не одним лишь материальным вознаграждением. Тех, кто возьмет на себя ответственность и убедит людей: все будет хорошо, приземлимся нормально. И главное — добьется, что так именно и произойдет.

— На премьере в Москве и здесь залы устроили настоящую овацию. Результаты сборов первого уик-энда тоже впечатляют. Вы рассчитывали на такой успех?

— Если делать кино, рассчитывая на успех и сборы, то оно обычно не получается. Мы просто хотели сделать этот фильм, причем именно масштабным, жанровым, чтобы цеплял. Просчитывали аттракцион, который сегодня нужен для фильма-события, огромное количество техники, дорогостоящую компьютерную графику. Но главное — рассчитывали, каким должен быть герой. 

Мы понимали, что перед ним должны стоять внятные цели, он должен быть близок зрителю. Да и сама история должна быть понятной всем, затрагивать эмоции каждого. Вот это все мы рассчитывали, а о результате не думали. Хотя понимали, что картина дорогая, и надеялись, что сборы не подведут. Пока что полет нормальный.

— Кстати, для многих кассовый и зрительский успех «Экипажа» — знак того, что российское кино может конкурировать в отечественном прокате с голливудской продукцией.

— Голливуд — великий кинематограф, он создавался много лет, в него вложены огромные средства, за ним стоит сильная традиция. Сегодня мы не в силах конкурировать с Голливудом на мировом рынке, но тем больше мы должны делать это дома. Один-два российских фильма в год обязательно должны входить в топ-десять самых кассовых картин отечественного проката. Это было с «Дозорами», «9 ротой», «Сталинградом», «Легендой № 17» и так далее. 

Только так можно побеждать зарубежное кино в честной конкуренции. И ни в коем случае не заикаться про квоты и искусственные ограничения. Зритель имеет право на жанровое разнообразие, имеет право смотреть новейшие достижения мирового кинематографа. Надо стремиться к здоровой рыночной конкуренции, которая возможна, наш фильм это в очередной раз доказал.

— Ваш следующий проект «Движение вверх» снова посвящен спорту. Почему решили вернуться к этой теме?

— Во-первых, пример «Легенды № 17» показал, что она востребована. Во-вторых, мы сделали сценарий о победе нашей баскетбольной сборной на Олимпиаде в Мюнхене, когда наши спортсмены выиграли у американцев. И если в хоккее мы побеждали неоднократно, то в баскетбол выиграть было невозможно. 

У американцев же кольцо в каждом дворе, это национальный вид спорта, в котором они не уступили не то что турнира, а ни одного матча, во всяком случае, в период с 1936 по 1972 год. И вдруг тренер Кондрашин понял, что можно это сделать. На алтарь победы он положил все: собственную карьеру, интересы своей семьи. И сначала заставил поверить в победу своих ребят из сборной, а затем весь мир. Это было грандиозное событие, сплотившее страну, и мы решили о нем рассказать. 

—  На ваш продюсерский взгляд, куда лучше идти молодым режиссерам — в кино авторское, жанровое?

— Они должны идти туда, куда зовет их сердце. Заниматься тем, что любят, и по возможности следовать этому пути, не сворачивая, не пользуясь сиюминутными предложениями, не поддаваясь искушениям. Если они верят в собственное предназначение, у них все получится.



Справка «Известий»

IV национальный фестиваль кинодебютов «Движение» продлится до 30 апреля. Зрителям предлагаются три конкурсные программы: полнометражных, короткометражных и документальных картин. Нынешний фестиваль стал рекордным по количеству заявок, хотя средств (форум проводится при поддержке Министерства культуры, правительства Омской области и фонда «Навстречу мечте») в связи с кризисом выделено меньше. Фильмом открытия стала картина режиссера Николая Лебедева «Экипаж», а всего в различных программах будет представлено более сорока картин.
Автор
Анастасия Рогова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе