«Ленфильм» поссорил кинематографистов

Авторы концепций развития старейшей студии России собираются судиться
Состоявшееся в Москве общественное обсуждение концепций развития киностудии «Ленфильм» с участием министра культуры РФ Владимира Мединского закончилось скандалом: авторы концепций обменялись взаимными обвинениями, следствием чего может стать судебный иск.
Конфликт вокруг «Ленфильма» тянется еще c прошлого года. Киностудия уже несколько лет убыточна, помещениям требуется ремонт, но денег на все это нет. Один из вариантов решения проблемы предложила в прошлом году компания АФК «Система». Эта концепция предполагала приватизацию 75% акций студии, сдачу принадлежащих «Ленфильму» территорий в центре Санкт-Петербурга в аренду и перенос кинопроизводства на окраину города.

Членами общественного совета «Ленфильма» была разработана собственная концепция, вдохновителями которой стали режиссер Александр Сокуров и продюсер Андрей Сигле. Она предполагает сохранение студии в государственной собственности, но при этом — полную реконструкцию. Реконструкцию планируется проводить на средства от распоряжения «Золотой коллекцией», а также на льготный кредит в размере 2 млрд рублей (со ставкой 2%).

В разгар дискуссий вокруг этих двух концепций появилась третья — разработанная председателем совета директоров «Ленфильма» Эдуардом Пичугиным. Эта стратегия предполагала привлечение капитальных инвестиций в размере 1,5303 млрд рублей, часть которых должна обеспечиваться доходами от распоряжения «Золотой коллекции», а остальные средства получены в виде кредитов в государственных банках (под 7–9% годовых). Как и вариант общественного совета, данная концепция не предполагает приватизации студии или переноса производственных площадей из центра Санкт-Петербурга.

Незадолго до общественного обсуждения АФК «Система» отозвала свою концепцию, однако это не снизило градус напряжения. В августе, когда был опубликован очередной вариант концепции Пичугина, Александр Сокуров в интервью «Известиям» заявил, что совет директоров в нынешнем виде нелегитимен.

— Эта концепция не отражает интереса совета директоров, потому что совета директоров уже нет, — сказал режиссер.

К общественному обсуждению г-н Пичугин подготовил ответный удар, предложив посмотреть видеоролик о «Ленфильме», снятый, по его словам, студентами. Среди прочего в ролике говорится о том, что в «Ленфильме» было поставлено устаревшее и уже побывавшее в эксплуатации звуковое оборудование, за которое деньги были взяты как за передовое и абсолютно новое. После чего прозвучала фраза: «И теперь эти люди хотят получить 2 млрд рублей!».

Андрей Сигле сказал, что поставщиком того якобы некачественного оборудования была его компания, и спросил у Пичугина: отвечает ли он за сказанное в этом ролике. Если да, то Сигле будет подавать иск в суд о защите деловой репутации. На что председатель совета директоров ответил, что «это сняли студенты» — мол, к ним и претензии.

В свою очередь, Сигле дал понять, что авторы концепции совета директоров фальсифицировали цифры предполагаемых доходов студии, завысив их в несколько раз.

Несмотря на это, большинство из участников дискуссии сочли концепцию Пичугина более убедительной. В частности, такую точку зрения высказали глава Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов, член попечительского совета Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Александр Мамут, глава Ассоциации продюсеров Ренат Давлетьяров (последний — заочно; на мероприятии зачитали его письмо).

Полной неожиданностью оказалось мнение, высказанное выступившей по телемосту из Петербурга Светланой Кармалитой, председателем общественного совета «Ленфильма» и супругой Алексея Германа-старшего. Она тоже поддержала проект Пичугина, обвинив авторов концепции общественного совета не только в недостаточной проработанности, но и в идеологических заблуждениях.

— Мир изменился. Насильственные узкожанровые ограничения не позволят студии существовать в нынешнем виде, — сказала Светлана Кармалита.

Судя по всему, речь идет о том, что концепция Сигле предполагает акцент на авторском интеллектуальном кино, которое должно противостоять экспансии «кино-продукта», чисто развлекательных фильмов. Об этом в своей речи много говорил Александр Сокуров.

— Мы должны устроить гуманитарный натиск, экспансию. Кинематограф (имеется в виду развлекательное массовое кино. — «Известия») — одна из главных разрушительных сил, — сказал он. — Кинематограф наносит разрушительный заключительный удар по гуманитарным ценностям.

Видимо, эти слова не убедили участников дискуссии. Как вердикт прозвучало заключение руководителя управления Росимущества Оксаны Тарасенко.

— Росимущество выражает готовность поддержать концепцию совета директоров при условиях сохранения студии в государственной собственности, модернизации производственных мощностей и сохранения основного профиля киностудии, — сказала она. — Нам представляется эта концепция прозрачной. Мы ее одобряем.

Единственным, кто однозначно (но заочно — в письме) высказался в пользу концепции Сигле и Сокурова, стал директор киностудии «Мосфильм» Карен Шахназаров.

Министр культуры Владимир Мединский, завершая обсуждение, не поддержал ни одну из концепций, но пообещал, что решение будет принято в ближайшее время.


Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе