Кризис жанра

Уход потребителей из кинотеатров в Интернет, провал в прокате патриотических блокбастеров и низкопробных комедий — вот свидетельства неблагополучия российского кинопроизводства. В новых экономических условиях заполучить российского зрителя сможет только качественное кино.

Актер Гоша Куценко, выступая на одной из презентаций в конце прошлого года, жаловался, что ему негде больше играть — дескать, из-за разразившегося финансового кризиса все проекты «заморожены». Пик панических настроений в российском кинематографе пришелся именно на декабрь—январь — месяцы, и так традиционно «мертвые» для съемок. «У нас не Голливуд и нет 300 солнечных дней в году. У нас зимой холодно и темно», — делился на конференции «Кинокризис? Кризис кино» гендиректор компании СТВ Сергей Сельянов.



Но стоило выглянуть весеннему солнцу, как выяснилось, что не все так плохо. Несмотря на все разговоры о кризисе, в марте 2009 года, по подсчетам партнера компании FilmWay Виктории Светловой, было запущено не менее 15 проектов. «Продюсерам необходимо реализовывать проекты, под которые еще в прошлом году было получено государственное финансирование. Кроме того, появились частные инвесторы, почувствовавшие потенциал для системного инвестирования средств в нынешней ситуации», — говорит Светлова.

Целлулоид все стерпит

Но, несмотря на оживление в кинобизнесе, в результате кризиса российское кинопроизводство, по словам специалистов, должно стать на порядок более эффективным, чем раньше. В 2008 году затраты на съемки отечественного кино составили около $250 млн, а сборы 78 вышедших в прокат фильмов — лишь $211,5 млн. Учитывая, что кинотеатры забирают себе 50% прокатных денег, а еще 7,5% достается дистрибьюторам, финансовые результаты большинства проектов оказались весьма пессимистичными.

Зато внешне все выглядело иначе. Отечественная киноиндустрия последние годы исправно рождала «национальных чемпионов» по сборам — от «Ночного дозора» до продолжения «Иронии судьбы». Естественно, это не могло не впечатлить далеких от кино людей.

По слухам, несколько лет назад не удержался от соблазна даже президент Газпромбанка Андрей Акимов, решивший вложить $10 млн в кинобизнес. К продюсеру у него было лишь два требования — это должно быть «серьезное кино» (а конкретно о православных монахах) и чтобы оно принесло «хотя бы 40% годовых». Сотрудничества, естественно, не получилось. Обещать такой уровень доходности продюсер просто не мог.

Тем не менее «ослепленные» кассовыми сборами отдельных картин россияне снимали слишком много фильмов с гигантскими для нашего рынка бюджетами, которые тот попросту не мог «переварить». Вкупе с невысоким качеством этих проектов создавался эффект «черной дыры» — огромное количество российских фильмов не могло принести прибыль инвесторам при существующем объеме рынка.

Характерные примеры — громкие провалы в прокате «Кода апокалипсиса» (бюджет $15,5 млн), «Новой земли» ($12 млн), «По велению Чингисхана» ($8 млн).

И если «Новая земля» собрала хотя бы $2,2 млн, то «Чингисхан» — какие-то жалкие $200 тыс.! Такие фильмы, снимающиеся на заработанные в других бизнесах деньги, помимо прочего способствовали появлению своего рода мыльного пузыря в кинопроизводстве. Один из продюсеров в беседе с корреспондентом «Профиля» вспоминает, каких усилий стоило ему уговорить Марата Башарова, которому на съемках «Новой земли» платили 6 тыс. евро в день, играть в его фильме за меньшие деньги. И так в каждом звене — от осветителей до режиссеров.

Однако нынешний финансовый кризис смыл с этого рынка владельцев газет и пароходов, которые могли позволить себе транжирить деньги, вкладывая их в заведомо неокупаемые фильмы. Зато появились профессионалы, готовые инвестировать в хорошо просчитанные проекты. Тем более что момент для этого вполне подходящий.

Инвесторов привлекает снижение стоимости производства фильмов в России. «Оценки продюсерского сообщества показывают, что бюджеты картин должны сократиться в два раза, причем в рублях, а не в долларах, — говорит Сергей Сельянов. — Зарплаты сотрудников съемочной группы должны упасть в два раза, а гонорары высокооплачиваемых актеров — на 70—80%». Стоимость пост-продакшн (монтаж и обработка пленки), по словам Романа Борисевича, продюсера кинокомпании «Коктебель», в последнее время снизилась примерно на 30—40%.

Портфельные инвестиции

«Надо отталкиваться от состояния рынка и снимать картины, которые способны даже в таких условиях принести прибыль», — высказал свою точку зрения на конференции «Кинокризис? Кризис кино» гендиректор компании RWS Юрий Сапронов.

Теперь инвесторы заинтересовались финансированием не отдельных картин, а портфелей из 3—5 разножанровых фильмов с бюджетами в $1,5—3 млн. «Фильмы с бюджетом до $2 млн просчитываемы и вполне окупаемы на нашем рынке», — считает продюсер «9 роты» и «Красного жемчуга любви» Елена Яцура.

Буквально в каждой из продакшн-компаний в последние месяцы побывали представители одного из инвестфондов, официально не афиширующего свою деятельность, но реализующего концепцию инвестирования именно в портфель фильмов. Похожий проект реализует и компания FilmWay — в ее планах финансировать до 60% производственных бюджетов картин, отобранных в портфель. Эта компания занимается инвестированием в кинопроизводство, картины она отбирает сама, а предлагают их для участия в финансировании сами продюсеры. «Создание настоящего кино, безусловно, включает в себя элемент вдохновения и авантюры. Но только элемент, остальное — трезвый расчет, — уверена Елена Яцура. — Кино — вещь такая же просчитываемая, как, к примеру, бизнес на вооружении».

Риски кинопроизводства компании стараются компенсировать инвестициями в более «предсказуемые» активы. Так, в FilmWay намерены вкладывать средства инвесторов еще и в производство контента на одной из американских телестудий, а также в покупку библиотек прав (правообладание на прокат) — тем более что стоимость последних упала вместе с закупочными ценами телеканалов.

Имеют потенциал и телемуви с бюджетами $300—400 тыс., на которые телеканалы еще способны «раскошелиться». «Мы стараемся выстроить устойчивую структуру, — говорит Виктория Светлова. — Производство сериалов и телемуви, а также покупка библиотек прав позволяют снизить риски, связанные с инвестированием средств в производство «полного метра».

По словам экспертов, сегодня покупка библиотек прав — верная стратегия. В кризис телеканалы закупают меньше новой продукции и чаще пользуются библиотеками. В частности, в начале марта подконтрольная Владимиру Потанину компания «Централ Партнершип» (ЦПШ), библиотека которой уже составляет 1,4 тыс. полнометражных фильмов, приобрела права на 18 теле- и кинофильмов компании «Слово» («Любить по-русски 1—3», «Прогулка по эшафоту»), произведенных до 2001 года. Такая библиотека могла обойтись ЦПШ примерно в $1,5 млн.

Но хватит ли качественных малобюджетных проектов для инвесторов? И не надуется ли в результате в российском кино новый мыльный пузырь? «То, что кризис уничтожит плохое кино, оставив только хорошее, — миф», — говорит генеральный директор Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский. Достойных и недорогих проектов — несколько десятков. Хотя потенциально интересных картин гораздо больше — многие бюджеты сейчас пересматриваются, «худея» минимум на треть. Однако ряд компаний по разным причинам отказались от планов по финансированию кинопроизводства. В частности, еще в августе 2008 года УК «БФГ Финанс» решила создать закрытый ПИФ общим объемом $20 млн. Активы фонда планировалось инвестировать в производство фильмов, но, как сообщили корреспонденту «Профиля» в компании, «фонд до сих пор не сформирован». Часть денег в него должен был предоставить близкий управляющей компании банк «БФГ-Кредит», но кризис спутал все карты.

Антикризисный фастфуд

Концепция инвестирования средств в портфель проектов давно опробована на голливудских холмах — только за последние три года в производство киноконтента в США различные инвестфонды вложили более $4 млрд. В финансирование производства фильмов внесли свою лепту хедж-фонды Conner & Birdwell (картины студии Disney), Legendary Fund (Warner Brothers), Melrose Fund (Paramount Pictures). Проекты той же Paramount Pictures финансировали и такие монстры инвестиционного банкинга, как Merrill Lynch и Dresdner Kleinwort & Co. Одним из наиболее активных игроков на этом рынке стала инвесткомпания Relativity Media (управляет фондами Gun Hill Road I и Gun Hill Road II), которая совместно с хедж-фондом Elliott Associates уже после начала финансового кризиса в США предоставила Universal Studios $1 млрд на производство 45 фильмов в период до 2011 года.

Боссы студий уверены: единственная возможность не сдавать завоеванных позиций в смутное время — снизить количество производимых картин и продолжать штамповать блокбастеры. Голливуд пошел по пути, пройденному в свое время McDonalds: из всего «меню» были оставлены только самые ходовые «блюда» — блокбастеры и проверенные временем и «кассой» франшизы (то есть продолжения известных кинолент). К тому же крупнобюджетные фильмы — самые прибыльные. В частности, согласно одному из исследований, в котором были учтены данные по всем фильмам, вышедшим в американский прокат с 2003 по 2007 год, средний доход 80 лент с бюджетами, превышающими $100 млн, составил $282,3 млн. Весьма неплохие показатели даже для избалованных голливудских гигантов.

Оптимальный вариант для продюсера сегодня — создать очередную серию франшизы с любимым героем и добавить туда дорогущих спецэффектов. Это позволяет фактически со 100-процентной вероятностью выиграть «забег» у конкурентов. Помните очередные серии «Бэтмена» (бюджет — $185 млн; сборы по всему миру — более $1 млрд) и франшизы о Джеймсе Бонде (бюджет — $200 млн, сборы — $570 млн)? Уже в ближайшие месяцы зрителей ждут примеры такого беспроигрышного симбиоза — «Терминатор. Да придет спаситель» (бюджет — $200 млн), «Ночь в музее-2» ($150 млн), «Трансформеры. Месть падших» ($200 млн), «Форсаж-4» (около $200 млн).

Показатели международного проката вселяют оптимизм: несмотря на кризис, кинотеатральные сборы в США и Канаде за два первых месяца 2009 года составили $1,78 млрд, что на 16% выше прошлогоднего показателя. Но и в России все не так плохо: по данным Европейской аудиовизуальной обсерватории, количество проданных билетов в России за 2008 год выросло на 16% и достигло 124 млн. Так что Россию можно считать одной из самых «смотрящих» стран в Европе: по количеству проданных билетов в кино уступает только Германии, Великобритании и Франции. В этом году, несмотря на опасения, серьезного снижения посещаемости не произошло. Снижение же кассовых сборов эксперты объясняют не только девальвацией рубля, но и репертуаром. Не стоит забывать, что в январе—феврале прошлого года на экраны вышли такие хиты, как «Ирония судьбы-2» и «Самый лучший фильм», повторить кассовый успех которых в этом году пока никому и не удалось.

Как на Чукотке…

Вполне возможно, что голливудский метод штамповки хитов переймут и российские продюсеры. «Чем больше в России появляется успешных фильмов, чем более развитым становится рынок, тем больше предпосылок для возникновения отечественных кинофраншиз, — уверена Виктория Светлова. — Продюсерам хочется тиражировать успешный опыт, и это вполне объяснимо».

Действительно, практически все успешные отечественные картины спешно «обзаводятся» продолжениями. Уже сняты «Наполеон капут» (вариации в духе «Гитлер капут»), готовятся к производству «Мы из будущего-2», «Самый лучший фильм-3». Появление второй части анонсировали и продюсеры комедии «Любовь в большом городе», несколько недель назад собравшей в российском прокате почти $9 млн. Настоящим хитом обещает стать и «Любовь-морковь 3», способная, по подсчетам ее продюсера Александра Котелевского, собрать $18—20 млн.

Пытаются тиражировать успешный опыт на плодородной российской почве и голливудские мейджоры. В частности, XX Century Fox готовится к съемкам российской версии комедии «Знакомство с Факерами», в котором влюбленным друг в друга героям предстоит побывать в гостях у родителей невесты не где-нибудь, а в Мытищах! В Голливуде чувствуют потенциал российского рынка даже в кризисные времена.

Правда, резонное желание делать качественное и потенциально кассовое кино может уступить амбициям продюсеров и неразвитости рынка. «Иногда конкуренция в прокате возникает по совершенно неэкономическим причинам, — говорит Дмитрий Рудовский из Art Pictures Studio. — Ситуация похожа на известный анекдот: в 20-е годы прошлого века на Чукотке появился первый автомобиль, на следующий год привезли второй, а через полчаса они столкнулись».

Рудовский знает, о чем говорит: его «Обитаемый остров» в новогодние каникулы столкнулся в борьбе за зрителя с картинами «Стиляги» и «Любовь-морковь-2». Каждый из фильмов — вполне достойный продукт нынешнего российского кинематографа, но из-за жесточайшей конкуренции продюсеры каждого из них недополучили от проката по нескольку миллионов долларов.

Сокращение кинопроектов вряд ли изменит эту ситуацию. Например, 31 декабря 2009 года в прокате одновременно стартуют три российских фильма — комедия «Наполеон капут» компании «Леополис», «Темный мир. Призраки» от ЦПШ и анимация «Звездные собаки. Белка и Стрелка» с бюджетом в 4 млн евро. И вряд ли какому-нибудь из этих фильмов удастся значительно опередить конкурентов. Российский зритель вновь окажется перед выбором.

Тем не менее у российской киноиндустрии есть общая с Голливудом тенденция — эпоха доморощенных «псевдоблокбастеров» (фильмы с бюджетами более $8—10 млн) подходит к концу. Вряд ли в ближайший год будут реализованы заявленные ранее гигантские проекты вроде таких, как «Последнее воскресенье» ($19 млн), «Троян» ($30 млн) или «Великий хан» ($30 млн). Жертвовать такие средства на картины сомнительного содержания сейчас никто не хочет.

Помочь производству качественных крупнобюджетных фильмов могут кинопроизводители из Европы. Президент телеканала СТС Александр Роднянский уверен, что в кризис кооперация — единственный выход для продвижения затратных проектов. У совместного производства есть немаловажное преимущество: деньги в копилку продюсеров приносит не только прокат за рубежом (как минимум в стране, откуда родом партнер), но и продажи прав на ТВ за границей. Например, у компании СТВ есть успешный опыт участия в казахско-немецком фильме «Монгол», собравшем по миру более $20 млн.

В 2008 году на российские экраны вышло лишь 11 фильмов совместного производства, суммарные сборы которых, по оценке Movie Research Company, составили лишь 1,1% от сборов отечественных картин. Но теперь ситуация может измениться. «Иностранцам интересно, чтобы россияне сегодня входили в проекты, финансируя 10% бюджета», — говорит Александр Роднянский. А такие деньги у российских инвесторов на кино всегда найдутся.

Дмитрий Якименко

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе