Кое-что о "шортах"

Июль радует российские города летней программой фестиваля короткометражного кино «Future Shorts». Что нового дарит нам короткий метр сегодня?

Как известно, формат кино делится на два вида: полный метр (все, что больше 52 минут) и короткий метр (все, что меньше 30 минут). Сегодня в кинематографе происходит удивительная тенденция превращения короткого метра из формата в интереснейший вид кинематографа, который вбирает в себя элементы визуального языка и художественные приемы как игрового, документального, так и научно-популярного и экспериментального видов кино.

Дитя века трансавангарда в искусстве, короткий метр на сегодняшний день представляет стремительно развивающуюся платформу для киноэкспериментов. Думается, что именно в этой области современного кино возможен качественно новый шаг в развитии искусства экрана, которое теперь не существует, и это надо признать, только лишь в темных залах кинотеатров и на телевидении, а обитает и в интернете тоже.

Короткому метру, как и любому другому новому явлению в искусстве, на сегодняшний момент пока сложно дать серьезную научную характеристику. Он только-только заявил о себе, только-только начал осознавать свою уникальность, поэтому должно пройти еще немного времени, чтобы нога исследователя вступила на твердую почву нового вида кино. Но уже сейчас можно ощутить нечто новое, что дарит нам короткий метр, и это связано с метаморфозами экранного времени.

Летняя программа 2012 года самого известного фестиваля короткометражного кино «Future Shorts», вбирающего в себя самые лучшие образцы со всего мира, дарит зрителю ощущение полета человеческой фантазии, расширяющей рамки традиционных форм киноискусства. Каждый из восьми фильмов играет в свою игру со временем, каждый способен увлечь даже самого скептически настроенного зрителя.

Фильм англичанина Джона Баррингтона «Бардак» ставит неутешительный диагноз эпохе постмодернизма, заколачивая с помощью черного юмора и матерого хоррора в его крышку гроба последний ржавый гвоздь. В этой ленте режиссер сталкивает два исторических времени: время викингов и XXI век. Абсурдность ситуации усугубляется конфликтом представителей разных исторических эпох. Баррингтон не оставляет живого места на наивной иллюзии романтиков – человек во все времена одинаков: труслив, подл, ничтожен. Близким по духу этой ленте является фильм еще одного англичанина Гранта Орчарда «Утренняя прогулка». Этот «шорт» в свою очередь развенчивает миф о прогрессе европейской культуры. В яркой манере, схожей с манерой анимационной студии Pixar, Орчард рисует смешную антиутопию будущего, где в поп-артовских красках на грязных улицах мегаполиса гниют ископаемые останки технократической эпохи. Курица, совершающая утренние прогулки по улицам Нью-Йорка, - утраченный идеал вымершего человечества, посланец прошлых лет, когда кино еще было черно/белым. Время вовсе остановилось в ленте-реквиеме румынского режиссера Михая Греку «Мы станем нефтью». В этом видео-арте нет действия, каждый кадр – утонченная симфония смерти, где голая земля страдает от пожара, которому нет конца. Страшное резюме апокалипсиса.

Такие игровые фильмы программы, как «Фейерверк» американца Виктора Гюго Дюрана, «Гостья» корейца Гы Ынюна, «Уличный продавец кинематографа» бразильянки Клариссы Нолл и анимационный фильм «Неожиданная кончина матери Френсиса Купера» англичанина Феликса Месси представляют собой тонкую психологическую зарисовку внутреннего мира современного человека. Главными героями первых двух названных лент являются дети, сталкивающиеся с проблемами и несправедливостью взрослого мира. Мир, нарисованный на экране глазами ребенка, несмотря на грусть и обиду, целостен и объемен. Экранное время здесь соткано из множества деталей, красок, звуков, запахов. 

Кларисса Нолл в «Уличном продавце кинематографа» дает возможность человеку с улицы стать героем любого фильма, в каком он только пожелает сняться. Примитивная декорация с фоном-плакатом, подобающий костюм и грим – и каждый желающий уже кинозвезда. Нолл смешивает игровое-пародийное время с документальным-оригинальным временем, высекая из их столкновения неподдельные и трогательные эмоции обыкновенных людей, даря зрителю заряд чисто бразильского ощущения жизни.

Фильм «Неожиданная кончина матери Френсиса Купера» пропитан стопроцентным британским юмором. В меру циничной, в меру сентиментальной ленте осуществляются временные связи и проводятся логические параллели между жизнями троих персонажей, каждый из которых стремился круто поменять свою жизнь, но так и не смог преодолеть внутреннюю неуверенность в себе.

Пожалуй, лучшим фильмом программы, расширяющим границы человеческого сознания, стал фильм американцев Уилла и Дэнни Мэдденов «Конспект по биологии». Снятый с применением технологии stop-motion, сочетающий игровое и анимационное кино, этот фильм – один из лучших о творческом начале человека. Что может быть честнее и бескорыстнее рисунков в конспектах студента? Пожалуй, ничего более. Мэддены рассказывают историю о диковинном существе слонокопе, который родился на паре по биологии в тетрадке одного из учеников. Этот фильм выражает сущность анимации – оживлять (от фр. animation — оживление, одушевление). В процессе оживления линии и точки рождается чудо кинозрелища, когда в реальное время проникает время экранное, когда оно завладевает нашим вниманием и не отпускает до последнего титра… В этом столкновении и взаимопроникновении времен, пожалуй, и заключается главная сущность киноискусства, которую так талантливо воплотили в своем фильме Мэддены.


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе