«Кинотавр», дни второй и третий: Збруев в виде барда

Наш корреспондент - о фильмах, которые показывают на фестивале Во второй день в конкурсе «Кинотавра» показали неторопливый питерский артхаус «Белая белая ночь» (именно так, без запятой) - о детективе, который пытается разыскать пропавшего парня, и шарится по городу, собирая свидетельские показания. Несмотря на то, что само словосочетание «неторопливый питерский артхаус» вызывает у чувствительных людей оторопь, смотреть длинную, длинную «Белую белую ночь» не скучно. Особенно если по-настоящему любить Питер — режиссер Рамиль Салахутдинов, ученик Алексея Германа, чувствует этот город и умеет изображать его в кино.


Однако ж впечатления от «Белой ночи» быстро перебил фильм Веры Харыбиной «Спроси меня» - набор монологов молодых людей, в основном гастарбайтеров, приехавших в Москву. Монологов как бы реальных (в основе, как говорят, настоящие истории, слегка отредактированные и олитературенные) — но на самом деле разыгранных молодыми актерами. К сожалению, это всего лишь сборник этюдов, небезынтересный, но и не ничем особо не выдающийся. 
В отличие от «Спроси меня», фильм 25-летнего Ивана Твердовского «Класс коррекции» понравился почти всем — и пока что это главный претендент на победу: история про девушку-инвалида, поступившую в специальный класс и пережившую там первую, трагическую любовь.Очень симпатичным оказалось и «Кино про Алексеева» - история о старом барде, блистательно сыгранным Александром Збруевым, не снимавшемся в кино десять лет и не сумевшем приехать на «Кинотавр» из-за занятости в театре. Возможно, это лучшее, что Збруев сделал за всю свою кинокарьеру — если не брать в расчет театральные работы, практически роль всей жизни. Его герой, Николай Алексеев, в юности был идиотом с гитарой, сочинявшим пронзительные (как ему казалось) песенки, и при этом периодически ведшим себя совершенно непотребным образом. В старости ему остался только отчаянный и глупый взгляд. Но режиссер Михаил Сегал («Рассказы») снимает фильм не об этом взгляде — у него получается очень трогательная и забавная новелла о любви, которая все-таки позволяет даже таким дуракам, как Алексеев, надеяться на какие-то спасение и искупление.
Но лично для меня самым приятным сюрпризом «Кинотавра» стала 19-минутная картина режиссера Жоры Крыжовникова «Нечаянно» (она только что победила в конкурсе «Короткий метр»). Это абсурдистская черная комедия про молодого человека, 31 декабря пришедшего в гости к соседке, чтобы попросить у нее соль и нечаянно убившим ее кухонным топориком. Ну, так получилось — просто она сама повернулась к нему затылком и, получается, его спровоцировала. Он даже называет это самообороной, в то время как его друзья и близкие, пожирая салат оливье и наблюдая за поющим в телевизоре Валерием Меладзе, деловито и спокойно обсуждают, что делать с трупом.
Предыдущим фильмом Крыжовникова была комедия «Горько!» - про тот ад, которым полны головы россиян, считающих себя приличными людьми, ад, который они выпускают наружу на торжественных событиях вроде свадьбы. «Нечаянно» - фильм, в сущности, о том же, но он смешнее, жестче, злее и тоньше. На самом деле не такой уж он абсурдистский — достаточно почитать в интернете отчаянно злобные комментарии к невинным газетным статьям (мне отчего-то вспоминается одна удивительная женщина, посоветовавшая Жанне Фриске не собирать деньги на лечение, а взять и умереть так же благородно, как Александр Абдулов), чтобы понять, о чем Крыжовников снял свое кино: об обыденных человеческих глупости, людоедстве и безжалостности. А то, что фильм заодно получился дико смешным — ну так это нормально, это нервное. И вообще, не все же плакать.
Комсомольская правда

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе